22:13 

Марина и Сергей Дяченко "Vita nostra"

Шпенглер & Инститорис
Есть книги объективно плохие и объективно хорошие. А есть такие, которые, будучи какими угодно, плохими или хорошими, попадают неожиданно по нашим больным местам, точкам воздействия, или, если угодно, точкам развития. Кому чужда идея образования как способа изменения или даже перелома личности - тот вряд ли оценит этот роман, наверное. Я лично просто не могла оторваться. А казалось бы, все так просто. Но тема школы, обучения, узнавания нового и изменения путем получения нового знания - именно то, что прежде всего привлекает меня *во всех* книгах, где это хоть как-то затрагивается, от гарепортера и "Школы в Кармартене" до монастырской школы в "Нарциссе и Гольдмунде".

Фанатичная любовь к учебе и узнаванию нового начисто отрубает возможность расценивать любые проблемы и сложости в данной области с трагической или пессимистической стороны. Потому что это невероятно здорово! Потому что это как наркотик, чем больше погружаешься, тем сильнее хочется нырнуть еще глубже. И любые попытки дрыгаться, даже если вдруг их предпринять, ни к чему хорошему не приведут. Быстро поймешь, что вся "видимая реальность" на самом деле совершенно не так интересна и захватывающа, как то, чем ты занимаешься, что бы это ни было, от истории древней Руси до молекулярной биологии. Кто знает, тот поймет :)
Дяченкам как раз удалось нажать именно на эту точку и удерживать ее практически все время. Помнится, читая "Войну и мир", я активно скучала над миром и очень оживлялась на войне - потому что это было действительно интересно. Во всех остальных книгах о школе, обучении и тд. одним из самых интересных моментов является именно обучение как процесс, изменение человека именно в процессе постижения нового, а не школьные романы, шалости и приключения. А из всех читанных мной вещей на эту тему больше, чем в "Vita nostra", этого только у Коростелевой.

Но при этом предметы и способ обучения в "Vita nostra" совершенно фантастические, мир как гипертекст, люди как слова. Не скажу, что это лучшая из идей, и, увы, нельзя сказать, чтобы сама эта идея была глубоко прописана, зато прекрасно описано все, что происходит с учениками вокруг и из-за нее. Скажем так, внутреннее изменение, которое происходит с людьми в процессе эффективного обучения, здесь сделано внешним, очень четко и ярко подсвеченно. Пожалуй, даже пересвечено, потому что успехи и падения сильнее и фатальнее.

Странно, что герои не вызывают, скажем так, самостоятельной симпатии. Мне они симпатичны и интересны только как некие функции текста, механизмы, с помощью которых подается и развивается главная идея. Думаю, это прекрасно сочетается с общей атмосферой романа. Он не то чтобы жесткий, но милым и добрым его не назовешь определенно. При всех зашкаливающе странных вещах, которые случаются с детьми или которые *делают* с детьми преподаватели - он очень достоверен психологически, как-то очень правилен и естественен. И это вызывает особый восторг, как любое соединение нашего скучного быта с чем-то невероятным, странным, волшебным.

Только если обычно восхитительный волшебный мир противопоставляется волшебному миру, который отрывает школа, здесь все не так. Учат иначе и не тому, это невероятно, странно, но никак не волшебно. Просто совсем другое. Но "другое" такого уровня, что вполне можно и стоит бросить все и вся и уйти в это с головой, замкнуться на одном. Качественные перемены только так и происходят. Не вижу излома личности. Вижу скачкообразное развитие, и кто проходил, как это бывает, тот знает, что все потраченные усилия, все слезы, нервы, труд и усталость по итогам того стоят. Кажется, я все равно не сумела толком объяснить, что меня так зацепило в этой книге, но это вообще сложно поддается определению, это такая проекция персонального опыта, который, как верно замечено в тексте, ни с кем особо не разделишь :)

@темы: дяченко

URL
Комментарии
2010-05-09 в 08:37 

Её Квадричество
О!
Как тонко схвачено.
Точно точно точно.

- )

2010-05-10 в 00:24 

nokke
у меня никогда не было подобного опыта. я никогда не училась через силу, через зубрежку.
но книжка, тем не менее, задела очень сильно, я уже три раза перечитывала. там тоже такое - про вертикальный прогресс в некоторой степени, тема для меня очень знаковая.

2010-05-10 в 06:57 

Шпенглер & Инститорис
Квадрик
пасиб)

nokke
гм, может, я что-то неправильно сформулировала)) я нигде не хотела сказать, что в Вита ностра это происходит через силу - наоборот, погружение именно в предмет настолько глубокое, что все остальное перестает иметь значение)

URL
2010-05-10 в 09:51 

nokke
Galadriel2, это не твоя формулировка) это то, что я хотела сказать. там очень много построено на том, что первоначально заставляют учиться силой - страхом. погружение в предмет наступает очень потом, да и то, как я понимаю, Саша - скорее исключение.

2010-05-10 в 22:56 

Шпенглер & Инститорис
nokke
ну, если брать всех остальных - очень жаль, что все вышло именно так)

URL
2010-05-11 в 13:23 

Мильва [DELETED user]
Не вижу излома личности. Вижу скачкообразное развитие
Я тоже :friend:

2010-05-11 в 15:47 

Шпенглер & Инститорис
URL
2017-05-30 в 16:05 

Мне очень понравилась эта вещь именно поэтикой учёбы. Когда сначала ты ничего не можешь и не понимаешь, но, обучившись, всё понимаешь и всё можешь. Иллюстративный ряд к этому делу — обмундирование, например, героя "Коммандо", которого играет Шварценеггер. Вот он надевает все необходимые элементы защитной экипировки. Вот обувается в берцы и затягивает шнурки. Вот подпоясывается сложным, функционально прямо-таки избыточным ремнём. Проверяет оружие, пристёгивает его в нужных местах, распределяет рожки по разгрузочному жилету. Прикрепляет один нож к ноге, другой к руке. Наконец, надевает бандану и чёрные очки — и готов к решению задачи.
Так же и Саша Самохина.
Чтобы ей удался выход на решение задачи, нужно было вначале пару лет кроссы побегать, потихоньку подгружаясь и выходя на полную боевую выкладку. И работал над ней внешний человек — сержант, прапорщик, офицер в ассортименте.
Её просто "забрили в солдаты", против воли. Но в процессе подготовки она прониклась духом системы настолько, что вместо офицерских погон вынула из ранца маршальский жезл.

2017-05-31 в 15:39 

Galadriel
Assume nothing
old-diplomat,
Да, поэтика учебы - самое привлекательное в подобных книгах, и вообще во всех книгах о волшебных школах)

2017-06-03 в 15:14 

Galadriel, я очень мало читал о магических школах, так что сравнить могу разве что с "Карликом Носом", только в "КН" герой развивался и учился, искупая косяки предыдущего своего развития, а Саша была ни в чём не виновата. Но какой хороший результат в обоих случаях! Якоб благодаря своим знаниям вернул человеческий облик себе и пострадавшей от злых козней девушке, а Саша стала Творцом вселенной, где есть планета Раа.
И процесс замечательно описан )))
Мне эта книга до такой степени понравилась, что я её уже четыре раза в аудиоформате переслушал. И буду время от времени к ней возвращаться.

   

current book

главная