Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
10:35 

Урсула Ле Гуин "Город иллюзий"

Шпенглер & Инститорис
При всей моей любви к Ле Гуин вообще и Хайнскому циклу в частности - это совершенно пустой роман.
Обычно романы Ле Гуин дают гораздо больше пищи сердцу, чем какому-то другому органу, и меня лично очень сильно задевают за живое (иногда даже сликшом сильно). С "Городом" тоже могло бы получиться именно так. Первую часть романа - путешествие Фалька в Город и встречу с Эстрел - я могла бы уложить во вполне стандартную легуиновскую схему: Герой, Путь и Спутник. При этом на протяжении всего времени Герой сосредоточен только на Пути, и лишь постфактум понимает, что, вероятно, его Спутник сам по себе был важнее. Если не глобально важнее, то для него лично. "Левая рука тьмы" и "Роканнон" вписываются в эту схему. А вот с Городом, если детальнее разбираться, не получается сразу. Путь, в который отправляется Фальк, не имеет, как обычно, некоего общечеловеческого значения, - грубо говоря, он хочет получить нечто только для самого себя, для своего развития.
Со Спутником беда еще больше, потому что здесь классическая схема буквально выворачивается наизнанку. Спутник вовсе не предан нашему герою до последнего, он преследует свои собственные цели - "и не друг, и не враг, а так". В конце Пути фигура Спутника уже утрачивает какое-либо значение.

Роман очень явно раздлен на две части: Путь и Город. Причем Путь из них мне кажется, пожалуй, более интересным, потому что в нем в принципе есть то, что я люблю у Ле Гуин - неторопливое, созерцательное повествование, простые классические ценности, преодоление себя. Город - более странная и зыбкая часть. Причем не в плане самого Города - тут как раз все понятно, злобные Синги с нечеловеческой моралью и логикой, которые дурят народ, может, даже не со зла, а потому, что для них это естественно. Но вот то, что происходит с самим героем - вся эта история про то, откуда он прилетел и кто он таков - выглядит как-то сомнительно и неинтересно. То, как обретя свою старую личность, герой легко и быстро поборол зло, слишком не вяжется со всем остальным, что я читала у Ле Гуин. Загадочные Синги на проверку тоже не слишком впечатляют - лучше бы они так и остались неясным злом, чем взять и поверить в весьма притянутую за уши логику героя относительно их цивилизации.

Нравилось по мере прочтения, как процесс, но я вообще очень люблю, как пишет Ле Гуин. А вот в итоге, как результат, совсем не впечатлило.

@темы: ле гуин

URL
Комментарии
2011-03-11 в 18:51 

mulrog
"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Интереснее всего для меня твои рецензии на книги, которые я читал. К сожалению, таких немного, но тем ценнее то, что есть.

Мне "Город иллюзий", наоборот, очень понравился, и именно своей не-легуинностью. Я вообще к Ле Гуин отношусь довольно сдержанно именно из-за её срывов в достоевщину, поэтому внезапно прочитать у неё крепкую космическую оперу, да ещё и продолжающую линию "Планеты изгнания", было очень приятно. А с точки зрения космооперы и внезапная необоснованная крутость Фалька/Ромаррена, и неясная злобность сингов совершенно понятны: таковы законы жанра.

Вообще, читать "Город иллюзий" после "Мира Роканнона" и "Левой руки тьмы" — это примерно как читать перумовское "Кольцо тьмы" после "Властелина колец". Приятно и расслабляет. При этом я понимаю, что Толкиен ширше, длиньше, глубже и шедевральней, но Перумова перечитываю гораздо чаще.

2011-03-11 в 20:52 

Assume nothing
mulrog
ну, я то в Ле Гуин люблю как раз достоевщину :laugh: И про "Планету изгнания" помню только то, что там была потрясающе красивая и трагичная история любви))

Не то чтобы я была против космооперы как таковой - но до уровня "Гипериона" это сильно не дотягивает, и привычных легуиновских достоинств у него тоже нет...

то примерно как читать перумовское "Кольцо тьмы" после "Властелина колец". Приятно и расслабляет.
Со сравнением согласна, но мой вывод "скучно и поверхностно")) Хотя я Перумова вообще не читала, попробовала один раз и как-то не пошло совсем.

2011-03-11 в 21:30 

mulrog
"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Ну да, у нас с тобой разная точка отсчёта по отношению к книгам, от этого практически все несоответствия и происходят.

   

current book

главная