Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:44 

Урсула Ле Гуин "Ожерелье", "Роканнон", "Король планеты Зима"

Шпенглер & Инститорис
"Ожерелье" - своего рода приквел к роману про Роканнона. Небольшая зарисовка про высокородную ангья, которая решила вернуть давным-давно принадлежащее их роду украшение. Краткий пересказ: за все надо платить, и цена может быть гораздо выше, чем ты даже мог себе представить. Красиво, но не задевает; очень в духе всех остальных "эндемических" историй Ле Гуин, в которых *контакт* не является основной темой.

После "Роканнона", по доброй традиции Ле Гуин, хочется плакать, причем непонятно, отчего. То ли от жалости (опять же, непонятно, к Роканнону или к Могиену, или к той тысячи людей, которые погибли в один миг), то ли от безысходности. Вообще мне кажется, прием для Ле Гуин очень характерный, я уже как-то говорила.

Своеобразное строение сюжета: история разворачивается, казалось бы, если не на пустом месте, то из событий весьма обыденных. Начнем с того, что у героев легкие неприятности. Или не легкие, но и не мировая катастрофа, просто жизнь, и надо что-то с этим делать. Дальше следует путь, тема дороги, как пишут в школьных сочинениях. Причем остается такое впечатление, что ты вместе с героями поднимаешься на гору: сначала проходишь равнину, и это легко и естественно. Дальше - предгорья, становится чуть сложнее, чуть больше препятствий, чуть больше боли, страха, разочарования, усталости. Наконец ужасно усталые, вымотанные, почти отчаявшиеся, вы подходите к перевалу. И перейти его героям удается скорее не потому, что они твердо знают, что им туда надо, видят цель, не замечают препятствий и т.д. - я бы сказала, что ими движет уже привычка, некая сила инерции, когда продолжать идти становится проще, чем взять и остановиться. Именно поэтому герои зачастую не замечают, в какой момент они проходят высшую точку, центр повествования.
А дальше идет не просто обрыв - пропасть. И только уже упав в нее, герои и читатель заодно понимают, как же высоко они забрались. И как больно им будет падать, потому что дальше, что бы ни случилось с героем - только пропасть. По сравнению с тем, как высоко они были до этого.
И "Роканнон", и "Левая рука тьмы" вполне вписываются в эту структуру. Медленное, не совсем плавное, но достаточно ровное развертывание сюжета - и пропасть, и смерть. Все. Этого больше никогда не повторится. Этой вершины, этого человека, который на ней так и остался, не смог спуститься с героем в долину по другую сторону хребта.
И только тогда читатель вместе с героем начинает задумываться: может, важна была не цель пути, и даже не сам путь, а спутник, который был рядом? опять категорический императив, что ты будешь делать!

Еще один типично ле гуиновский момент, который есть и в ЛРТ - схема сближения. Когда речь идет о контакте между представителями некой панкосмической организации и местным населением, именно местный житель первым проходит свою половину пути. Первым принимает решение и осознает, что вот, это загадочное существо рядом - не просто ужасный инопланетянин, а друг настолько близкий, что можно ради его дела отдать жизнь, и не только свою. Достигает со своей стороны максимальной степени сближения, я бы сказала.
Инопланетянин же, при всей своей развитости, куда более - если не слеп, то осторожен. Хотя я бы сказала, что слеп. Потому что от обоих текстов остается стойкое ощущение, что герой не отдает себе отчета в том, насколько важен для него спутник. И не ценит то, что у него есть в настоящий момент. Причем если разбирать отдельные события, вроде бы он ведет себя совершенно правильно, но по итогам все равно в голове настойчиво звучит: не ценил, не ценил. И сумел оценить только после того, как потерял. Впрочем, в "Роканноне" этого чуть меньше, а цели и сюжета - чуть больше. Там нет такого мучительного, медленного и робкого сближения, есть просто дружба изначально, как данность. Но тем не менее, драма "Роканнона" - все из-за той же потери.

Вечный сказочный сюжет, "отдай мне то, чего в своем доме не чаешь". А герой, который до сих пор не осознал ни своих чувств, ни того, чем же он рискует - соглашается, отдает. Получая взамен некий дар, возможность закончить войну, возможность заключить союз. И только потом узнает, что же отдал, но уже ничего не вернуть и не переиграть.

Единственное, о чем я жалею - притом, что структура романа, как всегда, идеальна - что не раскрыта тема этих таинственных слепых крылатых существ, которые строили идеальные города. Помню, еще при первом прочтении они заинтриговали меня ужасно. Понятно, что это никак не вписывалось бы в сюжет дальше, что сами по себе они неважны, но все же это момент слишком интересный, слишком загадочный, чтобы просто так расставаться с ним.

"Король планеты Зима" - действие происходит примерно через 200 лет после событий "Левой руки тьмы", но сюжетно с романом рассказ никак не связан. Герой - молодой король Аргавен (очередной), который в результате психологического воздействия, оказанного на него какой-то борющейся за власть партией, вынужден улететь лечиться на Оллюль, и возвращается на родину спустя много лет. Простая история, нечто подобное логически вытекает из самой идеи длительных космических путешествий. Но это отнюдь не делает ее плохой. История очень мягкая и плавная, сам стиль повествования нетороплив и рефлексичен, нет резких переходов, нет никаких неожиданностей. И при этом совершенно пронзительная. Драма воспринимается отвлеченно, скорее не сердцем, а разумом, что делает ее универсальной.

@темы: ле гуин

URL
Комментарии
2009-06-18 в 19:06 

вирок остаточний і набирає силу після нескінченного оскарження
мне кажется я поняла, откуда это ощущение, что один из персонажей вроде бы по отдельности все делал правильно, а в целом, другого не ценил, как должно; оно от гибели одного персонажа; честно-честно; если перевернуть историю, допустить, что в одной из передряг, гибнет другой из персонажей, не тот, что у Ле Гуин, все разом переворачивается; а там таких моментов, где все решает случайность, очень много

2009-06-18 в 19:18 

Assume nothing
virago
Ну да, все логично. Всегда виноват тот, кто выжил. Более того, выживший всегда винит себя сам, вне зависимости от фактических обстоятельств - а поскольку он и является основным репортером, это чувство вины передается читателю. Ты права, кажется))

2009-06-18 в 19:30 

Снарк
Просветленный пофигист
Galadriel
Ты очень интересно подметила сходство "Роканнона" и "Левой руки" - мне раньше такого в голову не приходило.

2009-06-18 в 19:48 

Assume nothing
Снарк
я раньше тоже не замечала, а теперь смотрю - одно к одному))

2009-06-18 в 21:43 

Пирра
Говорить правду легко и приятно
Galadriel2
Вы всегда так здорово пишете рецензии. Вроде бы я читала те же книги и даже увидела там то же самое, но не осознавала этого, пока не прочитала Вашу рецензию. Спасибо.

2009-06-18 в 22:35 

Assume nothing
Пирра
очень рада, что Вам нравится)) спасиб)

2009-06-19 в 17:41 

Sephiroth
А не заключай мутных сделок с вышестоящими силами.
Вон, говорят, древние римляне, принося в жертву, скажем, вино, уточняли: жертвую тебе ЭТО вино. А иначе, мол, бог потребует все вино, что есть в доме.
Все эти фишки с "отдай то, что первым выйдет тебе навстречу" - до добра не доводят. Будто сказок в детстве не читали :)

Хотя, конечно, это аллегория.

2009-06-19 в 18:13 

Assume nothing
Sephiroth
я думаю, читали, но куда деваться-то. Не было другого выбора в имеющейся ситуации.

   

current book

главная