Мы с замечательным биографом прекрасно понимаем друг друга, как люди, страдающие одной болезью: обе по уши влюблены в героя, который - вот незадача - умер 150 лет тому назад!
И, как ни странно, биография не отдаляет, а только приближает. Возможно, дело в том, что биограф поддался самому страшному биографическому греху: она абсолютно пристрастна)) и обожает Шопена, да, за что человеку в принципе можно многое простить.
В целом биография скорее напоминает роман, чем традиционное изложение сухих фактов и выдержек из документов. Что отнюдь не плохо, учитывая, что мне лично в этой области интересно все, в том числе и чужие впечатления. И Шопен вполне тянет на лирического героя в теоретико-литературном понимании, потому что автор настойчиво пытается не просто описать его жизнь, а проникнуть в характер и судить о том, что он чувствовал и думал. Впрочем, в этом нет фальши, а есть только любовь и некоторая идеализация, что вряд ли можно осуждать. Книга получилась очень романтическая, хотя в наиболее лиричных местах и немного скучноватая - слишком много додумано, слишком много воды, и сам Шопен, я уверена, никогда не знал о себе столько всякой хни)
Впрочем, все это не значит, что там нет фактов. Напротив, к чести биографа, она придерживалась почти только достоверных и подтвержденных источников, описывая события, и ни разу не привела никаких слухов и сплетен. Впрочем, возможно, это отчасти связано и со временем, когда писалась биография: в СССР не было секса, и в жизни бедного Шопена, получается, тоже (а я-то, испорченная душонка, так ждала энцы! ) Притом, что женщин вокруг него было много всегда, и в ряде случаев даже домысливать ничего не надо, учитывая, насколько все очевидно. Как сказал другой горе-биограф, специалист по грязному белью, в связи с разрывом своей помолвки "Шопен жутко переживал и писал по этому поводу прекрасную музыку". И это, пожалуй, самое лучшее определение его личной жизни) Но наш биограф, смотрящая на все сквозь очень розовые очки, только вздыхает, что пусть да, любили, но не так, как нужно было (я! я знаю, как надо, можно мне, можно?!), и Шопен страдал, и кашлял кровью, и умер на руках у своей сестры, а не любовницы.
Думаю, человек, равнодушный к Шопену, воспримет это как излишний и неуместный пафос. С объективой точки зрения, наверное, так оно и есть (умерший в муках от холеры Чехов почему-то не вызывает у меня желания читать его и рыдать, и рыдать!). Но если вы любите Шопена так же, как люблю его я - вам сюда)) Это не столько биография, сколько роман про Шопена, причем в жанре "слезы душат". По силе воздействия на готового читателя сравнимый, пожалуй, даже с "Оводом".
И - знаете, как ни странно, подобный подход биографа в данном случае не кажется мне неоправданным. Помню, как меня возмутила биография Ницше авторства Галеви - тоже в духе "он так страдал, а его никто не понимал, а теперь уже поздно". И это о Ницше, который придумал amor fati! Но о Шопене говорить в таком духе вполне реально, и его музыка не входит в противоречие со столь романтическим настроем. Не говоря уж о том, что это, как ни крути - самая классическая биография, написанная на русском языке.

ps Я говорила, что Fantaisie-Impromptu Opus No. 66 - это самая прекрасная музыка, которая только существует на свете? Верьте мне.
После Шопена просто невозможно слушать ничего другого. Неудивительно, что у занудных девиц и романтически настроенных старых теток до сих пор срывает крышу))) *грустит*