Шпенглер & Инститорис
Из серии "восполняем пробелы в образовании" :)
Откровенно говоря, я совершенно неожиданно получила изрядное удовольствие. Действительно неожиданно, потому что я пробовала читать Гомера в далекой юности и помнила, что мне было нечеловечески сложно. А сейчас - нет, ничего подобного. Перевод Гнедича красивым и музыкальным никак не назовешь, но читать его довольно легко и естественно.

Хуже того, в большинстве мест было откровенно забавна. Я вообще имею плохую склонность смеяться над всякими устаревшими и пафосными формами, а тут одного слова "дрот" достаточно, чтобы заставить меня хихикать на весь вагон метро. Но это еще что, вот в тексте довольно часто встречается выражение "пышнопоножных данаев", и я ни разу, НИ РАЗУ за все время не прочитала его сходу правильно :lol: Но по большому счету - все совершенно понятно, и язык, конечно, пафосный и метафоричный, но не особо устаревший. Единственное слово, за которым я полезла в яндекс, было "лилейнораменная". И нашла там прекрасное: "Лилейнораменная Гера меня радует - хоть и белоплеча она, всё ж вызывает мысль о велосипеде" :alles: хорошо что хоть не у меня одной такие ассоциации :laugh:

В целом - не могу сказать про перевод ничего плохого, и про сам текст тоже. Разве что описания бесконечных битв несколько утомляют. Горе мне, я прочитала "Войну мышей и лягушек" значительно раньше первоисточника. Поэтому читаю про битву благородных мужей, а в уме тут же всплывает: "Этому вслед Норолаз поражает копьем Грязевого // Прямо в могучую грудь. Отлетела от мертвого тела // Живо душа". Но это уже мой перегиб, понимаю)

Если серьезно, что меня и удивило, и восхитило больше всего - это очень явственно видное отношение древних греков к войне. Совсем не такое, как у нас. Скорее, для них война - это не битва на выживание, не экстремальная ситуация, а нормальная часть жизни, как и игра. Не помню, писал об этом Хейзинга или нет, но мне кажется, вполне мог бы. Тезисно:
1) Ходят не столько за победой в глобальном плане, сколько за победой в плане личном. То есть стратегическая роль завоевания Трои мало кого заботит, даже Агамемнон, похоже, воюет для наживы и чтобы защитить честь брата. Все остальные - тем более, норовят добыть себе воинской славы и конкретных материальных богатств, намарадерствованных с поверженных трупов. В силу этого война из дела всеобщего, народного, становится совокупностью единичных стычек. Такое впечатление складывается и в целом из текста, и из очень подробных описаний битв. Иногда кажется, что воины с обеих сторон специально приплачивали поэту, чтобы он упомянул их поименно, желательно еще с изложением истории их семейства.

2) Личное во всех случаях перевешивает общественное. Даже, казалось бы, небедный Гектор, сын властителя города, убив очередного соперника, должен думать о том, что на него смотрит все троянское войско, и вести их вперед. А не стаскивать с него доспехи, как последний мародер. Но нет, так поступают все. Более того, воля одного человека во всех случаях превосходит всеобщую волю. Ахиллес поссорился с Агамемноном - и вот результат. Ахиллес пообещал Приаму лично, не советуясь с остальными вождями, дать ему время похоронить сына как подобает - и вот войско простаивает под городом лишних 12 дней. Складывается впечатления, что никакого общественного еще и нету. Никакого понятия "войска", "народа" в общепринятом современном понимании. Есть войско как совокупность конкретных людей с конкретной историей.

3) Греки как дети. Злые и добрые, очень переменчивые. Злые как Ахиллес, который, мучаясь бессонницей, вставал среди ночи, чтобы потаскать тело Гектора за колесницей. Добрые, как Ахиллес, так усердно оплакивающий друга. Очень смешные во всем, что касается соревнований, наград и вообще выставления себя напоказ и прославления. Это видно и по описаниям битв - как они пытаются перещеголять друг друга в подвигах и собранных "корыстях". Но особенно явно - в описаниях игр, проводимых Ахиллесом. Суть игр очень проста: есть, разумеется, победители и проигравшие, но награду получают все. Чтобы никому не было обидно :) Очень знаковый момент, мне кажется. В отношении к войне это тоже видно - нет презрения к противнику, скорее есть уважение - потому что важность твоей победы измеряется в том числе в силе противника. Поэтому издевательство над телом Гектора настолько *бого*противно - оно противно самому общему представлению тех времен о том, как должно относиться к другим воинам.

В итоге получаем картину очень юного народа, удивительно неискушенного и неиспорченного - от этого и волшебная мифология, и бесконечные кровавые войны. Мифологическая картина мира - все равно что детская, во всяком случае, применительно к древним грекам по Гомеру.

@темы: гомер, античность

Комментарии
18.03.2010 в 22:58

Вокруг меня сплошные гении, уже не знаю, куда податься (с) Не надо с Танитой холиварить, она хорошая (с)
Если серьезно, что меня и удивило, и восхитило больше всего - это очень явственно видное отношение древних греков к войне.

Galadriel2, это флуд, конечно, но разве в институте вы не делали анализа Илиады? Рассматривали ее как источник.
18.03.2010 в 23:07

Говорить правду легко и приятно
Galadriel2
Спасибо за интересную рецензию.
Перевод Гнедича красивым и музыкальным никак не назовешь
Точно! Я заканчивала факультет филологии и журналистики и ещё на первом курсе учила огромнейший кусок из Илиады. Как я намучалась! Зато по-настоящему оценила силабо-тоническую поэзию.
18.03.2010 в 23:09

от нуля до восьмидесяти парашютов
Galadriel2
а мы еще укатывались с мысли, которая между власатыми персями Агамемнона, болталась :))

а наблюдения очень точные. Мы вот недавно (в целях подготовки к игре) озаботились тогдашней психологией и подходом к войне - и тоже к ним, к этим вот выводам, пришли.И потому многие киношки про Троянскую войну и проч. ужасающе выглядят - настолько непохоже на героев Гомера мыслят герои в фильмах... О__о
18.03.2010 в 23:25

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Может, дело не только/не столько в древности, сколько в греках?

Через не такое уж долгое время появился Рим, где всё было очень похоже на современность. По-моему, военные до сих пор разбивают лагеря по образу римских. Интересно, что во времена "Илиады" происходило в других частях Земли...
19.03.2010 в 00:22

Рабів до раю не пускають.
А по-моему, эта вещь чудовищно психологически достоверна. Реально чудовищно. Как человек. переживавший потерю близких, могу сказать.
А вообще, это была в детстве моя любимая книга, я спала с ней под подушкой :)
19.03.2010 в 05:45

Galadriel2

Ходят не столько за победой в глобальном плане, сколько за победой в плане личном. То есть стратегическая роль завоевания Трои мало кого заботит, даже Агамемнон, похоже, воюет для наживы и чтобы защитить честь брата. Все остальные - тем более, норовят добыть себе воинской славы и конкретных материальных богатств, намарадерствованных с поверженных трупов. В силу этого война из дела всеобщего, народного, становится совокупностью единичных стычек

а это чистая правда, именно такой и именно ради таких целей война и была в те времена у греков;
тогда и понятия то такого не было "народ" и самоощущения;
зато в нарождающейся аристократической этике осоновными положениями были личная воинская слава и богатая добыча;
что ведет к славе и добыче - то _хорошо_ и есть, то - и естьч есть и слава человека;

Личное во всех случаях перевешивает общественное. Даже, казалось бы, небедный Гектор, сын властителя города, убив очередного соперника, должен думать о том, что на него смотрит все троянское войско, и вести их вперед. А не стаскивать с него доспехи, как последний мародер

именно, потому что это рассказ о жизни и морали нарождающейся военной аристократии
а не о "народе";
19.03.2010 в 10:29

Silence, exile, and cunning
tanitabt
но разве в институте вы не делали анализа Илиады?
на юридическом факультете или на экономическом? )))

Пирра
ужас, очень сочувствую)) это заучить наизусть, по-моему, настоящий подвиг - проще кусок прозы заучить.

Джайа
с мысли, которая между власатыми персями Агамемнона, болталась
гы, это да) такое впечталение, что роль головы в человеке вообще не учитывалась :lol:

озаботились тогдашней психологией и подходом к войне - и тоже к ним, к этим вот выводам, пришли
:friend:

mulrog
думаю да, потому что римляне и воевали всерьез, и все остальное так же делали. С другой стороны, у римлян-то была как раз государственность, а у греков - так, полисы))

Sephiroth
насчет достоверности, слава богу, не знаю, но поверю на слово))

virago
что ведет к славе и добыче - то _хорошо_ и есть, то - и естьч есть и слава человека;
мне иногда кажется, что это не самое плохое отношение к жизни и устройству всего в этом мире. А мы вот сейчас живем по римской, "общественной", системе ценностей.
19.03.2010 в 10:45

Galadriel

мне иногда кажется, что это не самое плохое отношение к жизни и устройству всего в этом мире. А мы вот сейчас живем по римской, "общественной", системе ценностей.

вернемся во времена вождеств и распающегося родового строя? :)
19.03.2010 в 10:47

Silence, exile, and cunning
virago
вряд ли получится, но в такой системе есть и некоторые плюсы))
19.03.2010 в 14:10

Вокруг меня сплошные гении, уже не знаю, куда податься (с) Не надо с Танитой холиварить, она хорошая (с)
на юридическом факультете или на экономическом? )))

Galadriel, мне думалось с исторического :lol: сорри за флуд.
19.03.2010 в 15:09

Silence, exile, and cunning
tanitabt
не, я на истфаке только один курс проучилась, и то на заочке))