Шпенглер & Инститорис
Ш., как всегда, прекрасен, и глаголет безостановочно одни истины. О том, что все умрут куда катится этот мир. Что сейчас (то есть в начале 19 века) появилось безумное количество бездарных авторов, кропающих не из любви к искусству, а только ради денег. Что у публики совершенно нет вкуса. Что надо писать так и так.
В общем, под всем, что он говорит, можно смело подписаться двумя лапами :lol: И экстраполировать это на любую эпоху. Что, скажете, не был 19 век расцветом русской литературы? А сейчас зато что имеем - Донцову, Громыко и иже с ними:ubej: Обычно Ш. меня забавляет своим ярым пессимизмом, и сейчас, конечно, тоже. Но самое смешное, что сейчас я с ним по большинству абстрактных тезисов согласна.
Вот например, Ш. говорит, что сейчас (в 1/2 19 века) среди *серьезно мыслящих* писателей очень мало таких, которые мыслят о самом предмете. Другие же "думают только о книгах, о том, что говорили другие", и потому никогда не бывают по-настоящему оригинальны. На этом основании вполне можно вынести приговор Умберто Эко и прочим интеллектуалам, но в этом случае в сухом остатке рискуем получить одного Аристотеля).
Или вот "заслуга писателя, которого стоит читать, тем больше, чем меньше он обязан материи, чем более известна и избита эта материя. Так, например, три великие греческие трагика все обрабатывали ту же материю". Кто поспорит, что книг на тему "они встретили друг друга и убежали вместе в закат/рассвет" огромные кипы, и большинство жуткий хлам) Но найдется среди них и "МиМ", например.
Один момент кажется мне очень точно подмеченным, хоть и не очевидным с первого взгляда. "Для того, чтобы быть бессмертным, произведение должно иметь так много достоинств, что не легко встретить человека, способного понять и оценить их все; и все-таки эти достоинства, взятые порознь, всегда познаются и ценятся то тем, то другим, благодаря чему кредит доверия поддерживается в течение столетий". Я тут задумалась о паре признанных классическими вещей, которые я сама очень люблю, и вспомнила, что другие люди хвалят их обычно совершенно не за то!
Помимо всего прочего, Ш. очень прекрасно обличает, гм, анонимные каменты. Поливая анонимный рецензентов отборнейшей грязью - благо они и возразить не могут.
Кроме того, обличается общеизвестный принцип "кукушка хвалит соловья", то есть полное единодушие среди писательской братии относительно взаимной оценки талантов. "Вообще вежливость, возникшая из общественных отношений, в литературе, - чуждый и часто вредный предмет, так как она требует, чтобы плохое называли хорошим, и потому противоречит целям науки".
Разумеется, Гегель в этой работе тоже не обойден вниманием. Думаю, если бы Ш. взялся писать кулинарную книгу, он и там нашел бы способ плюнуть в Гегеля. Скажем, "жареные на тюленьем жире потроха собаки настолько отвратительны, что по эффекту, производимому на желудок, сравнимы с тем, какой эффект оказывают сочинения Гегеля на разум":peshi: Кстати о Гегеле) "В сущности нет ничего легче, как писать так, чтобы никто не мог понять написанного, и наоборот, нет ничего труднее, как выразить многочисленные мысли так, чтобы они были понятны каждому" (и это говорит автор "Парерги" :hah: )
Напоследок Ш. печалится о безграмотности и отвратительном стиле современных немецких авторов (если я не ошибаюсь, Ницше потом повторяет что-то в этом роде). За немецких авторов ничего не скажу, но в остальном Ш. удивительно точно озвучивает именно то, что говорят представители "старого поколения" о каждом времени в истории литературы :laugh:

@темы: шопенгауэр

Комментарии
09.03.2011 в 21:35

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Ш. удивительно точно озвучивает именно то, что говорят представители "старого поколения" о каждом времени в истории литературы

Закон "отрицания отрицания" в действии.

Когда о нём задумаешься, понимаешь, каким же благом для человечества является неизбежность физической смерти каждого его представителя. А то, может, от геоцентрической модели мы бы уже и отказались, но вот теория флогистона точно бы ещё работала.
09.03.2011 в 21:36

Listen how calmly I can tell you the whole story
Вы так заманчиво пишете о классике немецкой философии (значит, и такое возможно:)), что прямо хоть сейчас беги за книгой. Серьезно. Спасибо за то, что прививаете вкус к чтению
09.03.2011 в 21:37

Silence, exile, and cunning
mulrog
Закон "отрицания отрицания" в действии.
я вот смотрю и думаю: мамадорогая, неужели я такой же стану?! :uzhos:
09.03.2011 в 21:41

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Galadriel, а почему бы и нет? Я частично уже такой: скажем, раннего Лукьяненко читать могу, а позднего, с "роиссей вперде" — нет. А ведь это современный тренд и крутизна, по крайней мере в некоторых кругах.
09.03.2011 в 21:42

Silence, exile, and cunning
mulrog
оужас!))
насчет Лукьяненко +1)
09.03.2011 в 21:49

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Galadriel, да ладно тебе. Как я где-то читал, "каждый, кому повезло, доживает до своего рака или маразма". То есть те, кто не доживают — по каким-то причинам умирают раньше или сильно раньше.

То есть когда ты таки начнёшь ругать молодёшшшЪ — знай, что жизнь удалась и ты не погибла безвременно под сосулей или по какой-нибудь другой нелепой причине.
09.03.2011 в 22:37

Silence, exile, and cunning
mulrog
гы, тоже верно))
19.02.2013 в 23:02

Думаю, если бы Ш. взялся писать кулинарную книгу, он и там нашел бы способ плюнуть в Гегеля. Скажем, "жареные на тюленьем жире потроха собаки настолько отвратительны, что по эффекту, производимому на желудок, сравнимы с тем, какой эффект оказывают сочинения Гегеля на разум"

Восхитительно :up:
19.02.2013 в 23:03

Silence, exile, and cunning
Аттик Флавий,
:alles:
люблю я его, ничего не могу с собой сделать))
19.02.2013 в 23:14

Кстати, нравится ли Вам рассказ Борхеса "Дойчес Реквием" (лень транслитерировать))?
19.02.2013 в 23:16

Silence, exile, and cunning
Аттик Флавий,
не могу такого припомнить, точно так называется в переводе?
19.02.2013 в 23:18

прямо так: Deutsches Requiem.

У меня большое подозрение, что Эко, когда писал "Имя розы", использовал не только "Смерть и буссоль", но еще и этот рассказ.
19.02.2013 в 23:19

Silence, exile, and cunning
Аттик Флавий,
ааа, нашла, пересмотрела, скорее нет, во всяком случае, меньше, чем многие другие его вещи, потому и не помню, видимо. Мне у Борхеса нравятся более притчевые, что ли, вещи.