Шпенглер & Инститорис
Кто это - Эрих фон Манштейн немецкий командир, во время Второй мировой - от генерал-лейтенанта до генерал-фельдмаршала. Начал еще с Польской кампании в 39 году, потом Франция, потом - Восточный фронт, Россия. Первая крупная и интересная операция - Крымская кампания, за занятие Крыма вообще и Севастополя в частности он и получил генерал-фельдмаршала. Дальше - командование группой армий "Юг" (aka "Дон"), попытки деблокировки армии Паулюса из Сталинградского котла, Курская и Орловская дуги, оборонительные бои с отходами на территории Украины вплоть до весны 44, когда его отправили "в резерв", заменив Моделем.
Что пишут Все поголовно, кто пишет о мемуаристах по Второй мировой войне, особо выделяют Манштейна как не просто поставщика интересной инфы "из первых рук", а еще и автора, обладающего (в отличие от прочих немецких командующих) хорошим литературным стилем и даже талантом. Тут они привирают. Особых стилистических достижений я там не заметила (и не особых - тоже).
Еще говорят, что Манштейн был необычайно талантливым стратегом и вообще командующим. Тут сложно судить, потому что вообще сложно судить о качестве его командования, потому что, с одной стороны, все описываемые решения и действия выглядят очень взвешенными, а с другой, Манштейн постоянно пишет о том, что наиболее адекватные инициативы профессиональных военных наталкивались на стену сопротивления Гитлера и иже с ним. Опять же, на счету Манштейна и блестяще удачные кампании (Крым), и крайне сомнительные с точки зрения как общей цели, проф. этики (Сталинград).
ИМХО Текст Манштейна, действительно, отличается от других мемуаров немецких командующих, что мне доводилось читать. Прежде всего, несмотря на то, что у Манштейна действительно был очень широкий "кругозор" в силу его положения командующего одной из трех групп немецких армий на Восточном фронте, он не пытается восстановить детально весь ход событий на этом направлении. Потому что если сравнивать с Типпельскирхом или Гудерианом, у них текст выглядит примерно следующим образом: "такого-то числа такая-то группировка в составе стольки-то таких-то девизий и стольки-то других выдвинулась на двадцать километров на юго-восток и заняла такой-то населенный пункт. Следующего числа..." - и дальше по новой. Надо прилагать изрядные усилия, чтобы за этим обилием цифр и дат составить какое-то общее представление о ходе боевых действий - особенно учитывая не идеальное, скажем, знание географии Украины.
Манштейн пишет о кампаниях более в общем, в основном не детализируя без необходимости цифры, даты и топонимы. Но при этом у него как раз все становится гораздо прозрачнее и понятнее не профессионалу. Вообще два самые замечательные раздела в книге - описание Крымской кампании и попыток деблокирования 6 армии и всей ситуации вокруг нее. В обоих случаях Манштейн рулил всеми процессами, так что имел возможность описать не только ход боевых действий, но и процесс принятия решений, и возможные варианты действий, и все согласования решений с Гитлером, и оценить перспективы, риски и тд. Именно этим, имхо, текст Манштейна и отличается в выгодную сторону от остальных мемуаров. Он теоретизирует, прикидывает варианты, пытается оценить, как развивалась бы ситуация, если бы было принято другое решение, или, например, что нужно было бы сделать СССР, чтобы избежать поражений на конкретных фронтах. В целом большая часть книги - это именно оценка и переоценка обстановки, поиск, принятие и приведение в действие необходимых решений, вопросы стратегии и тактики. Все изложено очень логично и очень внятно, действительно интересно посмотреть, как оно происходило изнутри.
Как и все остальные, Манштейн тоже пишет, что Гитлер очень сильно вставлял палки в колеса немецкой военной машины, с одной стороны, пытаясь все контролировать на каждом шагу (в том числе отдавая прямые приказы нижестоящим командирам через голову их начальства), а с другой, очень осторожничал и затягивал время с принятием необходимых решений. Сталинград, в частности, Манштейн сваливал на Гитлера, который давал ЦУ держаться до последнего, несмотря на принципиальную невозможность. В общем, по Манштейну, если бы Гитлер предоставил профессиональным военным самим принимать оперативные решения, воевали бы они куда эффективнее. На базе сопоставления с другими источниками я даже склонна ему верить. У нас, опять же, было то же самое, "ни шагу назад" звучало с обоих сторон и для обоих сторон было одинаково неудобно.
Книга не позволяет составить общее мнение о ходе войны, но Манштейн не задавался такой целью. Зато очень хорошо, детально и логично описаны операции, которыми он непосредственно руководил. Пожалуй, второй его креатиф я тоже хочу почитать.

@темы: WWII

Комментарии
10.07.2011 в 20:27

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Что-то я не понял, в чём сомнительность Сталинграда. С точки зрения общей цели перед немцами открывалась дорога до самого Южного Урала, откуда можно было ударить по всяким оренбургам-тагилам-челябинскам. С точки зрения "проф. этики" — какая может быть этика при уничтожении тараканов? Или там, не знаю — саранчи?
10.07.2011 в 22:02

Шпенглер & Инститорис
mulrog,
С точки зрения общей цели перед немцами открывалась дорога до самого Южного Урала
э, ты о чем сейчас?)
Сомнительность Сталинграда в том, что с одной стороны, немцы потеряли всю 6 армию, около трехсот тысяч народу, это было первое крупное поражение их такого масштаба. Плюс психологический фактор и вопрос престижа. С этой точки зрения, это был для немцев минус, конечно.
С другой стороны, в районе Сталинграда немецкая армия стояла с декабря по февраль, почти два с половиной месяца, и, соответственно, сковывала очень большие советские силы, которые ее окружали и не могли некоторое время ни уничтожить, ни принудить к капитуляции. Фактически 6 армия отвлекала на себя главные ударные силы СССР в том районе, а учитывая, что общее положение немцев на южном фронте было сомнительным - есть вероятность, что без сталинградского котла российские силы просто пошли бы вперед, и быстрее, и разгромили половину группы армий Юг. Так что фактически немцы 6 армией пожертвовали, выиграв время для того, чтобы увести и перегруппировать остальные силы. В этом плане сталинградский котел был в чем-то им выгоден.
Про "проф. этику" я имела в виду, что с этической точки зрения немецкое командование повело себя с солдатами 6 армии по свински - когда им сначала долго не разрешали идти на прорыв, а приказывали держать Сталинград, потом не разрешали капитулировать, потом начали деблокировать поздно и неудачно.
10.07.2011 в 22:47

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Galadriel2, наверное, ты историю какой-то другой второй мировой читала.

Взятие Сталинграда открыло бы вермахту путь на восток. За Волгой нет ничего, кроме степи — и в XXI веке тоже. Просто степь, езжай, куда хочешь, делай, что хочешь. Поэтому биться за Сталинград было вполне разумно.

Даже если бы Сталинграда не было, русские никуда бы не пошли. Летом 1942 года немцы провели едва ли не более успешное наступление, чем летом 1941, и у них была вполне реальная возможность взять Баку и его нефтепромыслы. После чего война вполне могла бы принять совсем другой оборот.
10.07.2011 в 23:02

Silence, exile, and cunning
mulrog, у меня такое чувство, что ты что-то не то читаешь, что я пишу. Я не говорю, что изначально было неразумно биться за Сталинград - не более неразумно, чем вообще идти на восток, во всяком случае. Я говорю о действиях и решениях уже после того, как замкнулся котел.