Шпенглер & Инститорис
По большому счету, в этой книге только один по-настоящему фантастический момент - это хэппи-энд в конце. Все остальное прекрасно укладывается в рамки гиперреализма, и никакие фантастические допущения про загадочные "узы", мистическим образом связывающие людей и делающие невозможным существование без другого - это, по-сути, костыли для слова "любовь". У меня по всем романам складывается ощущение, что Дяченко понимают любовь только как "розы и песни", пасторальные идиллии и все такие. А то, что в реальном сильном чувстве 5% счастья и 95% крови и размолотых костей, это как-то совершенно мимо них проходит.
Увы, по жизни-то ситуация довольно типичная: встречаются два человека, и сначала они друг другу нафиг не нужны (или нужен только один другому, но не наоборот), потом нужны, а потом они начинают друг друга мучить. И это продолжается годами. И бывают ужасы куда похлеще описанных попаданий в больницу с сердечно-сосудистыми проблемами от нервов. Логичный вопрос, почему бы просто не расстаться, почему бы не взять и не отрезать больное? Если смотреть на мир, как пратчеттовский турист, через розовые очки и слушать его розовыми ушами, то кроме "это магия!" ответа и не найти, действительно. Хотя на практике, в общем, никакая магия не нужна для того, чтобы испытывающая сложную гамму взаимной ненависти и необходимости пара, типа Влада с Анжелой, преспокойно дожила вместе до старости, да еще и воспитала детей и внуков. Извечный вопрос уровня "кто виноват" и "что делать" - "Почему люди не могут не сволочиться?"
Увольте, но я не вижу ничего фантастического в романе. В смысле, идея изначально была, конечно, фантастической: герой внезапно обнаруживает в себе способность насмерть "привязывать" людей, так, что без него они начинают в буквальном смысле чахнуть и умирать. Только практическая реализация завела ее все дальше в глухую социальщину, в область, с которой более ли менее успешно справляется только "большая литература". Но большой литературе для этого и не нужны никакие фантастические выверты. А у Дяченко дальше получилось, увы, ни то, ни се. Потому что задача внезапно оказалась слишком серьезная, совершенно не фантастическая по своим меркам: даны два человека, которые по некоторой причине не могут расстаться, и при этом терпеть друг друга не могут, проанализируйте и сделайте выводы. Тема для романа из серии "мировая классика", и даже при том, что Дяченки - пожалуй, из современных русскоязычных фантастов лучшие в этой области, все равно тема не их уровня. Вот авторы и начали городить некую невнятную чушь, как в плохом боевике: какие-то безвременно погибшие гениальные художники, какие-то загадочные подводные миллиардеры, криминальное прошлое героини... Да не нужно иметь никакого криминального прошлого, чтобы устроить своему партнеру персональный ад, было бы желание! А весь происходящий вокруг "шухер" - довольно беспомощная попытка перевести во внешнюю, событийную среду то, что должно происходить между персонажами и на отношениях двоих заканчиваться. Помните, как в школе на литературе говорили: гроза-де отражает смятение Бедной Лизы, природа рыдает вместе с ней и читателем и тд. Приемчик времен Карамзина.
Не могу внятно объяснить, почему, но испытываю дикое отвращение к подобным линиям в любых произведениях: в смысле, миллиардеров, "темного прошлого", полукриминальной мистики и прочих примет "лихих 90-х". Видимо, просто надоело уже.
При всем прочем не могу не признать, что Дяченки все-таки отлично пишут. Именно на грани простых бытовых вещей и магии. Просто в этом романе получилось так, что "социальная" тема очень уж выперла, и магия на ее фоне совершенно потерялась. Но в целом все равно было интересно, хотя временами и складывалось ощущение, что эти "свинцовые мерзости" откуда-то из недавней классики, а не от авторов милых фентезийных романов. Финал разочаровывает тем, что он просто слит, но тут уж ничего не поделать: если писать по-честному, то у таких историй и не бывает особых финалов, во всяком случае, хороших.

@темы: дяченко

Комментарии
11.05.2013 в 17:36

А там хэппи-энд? Вот не думал, что это можно так назвать.
11.05.2013 в 21:09

Silence, exile, and cunning
Аттик Флавий,
ну как же, герой наконец-то обнял свою Единственную Любовь. А дальше - гори все синим пламенем. Злодеи наказаны, любовь и дружба торжествуют, очень сказочный конец.
11.05.2013 в 21:23

Galadriel, ну, если не считать того, что он, скорее всего, через несколько часов умрет...

Меня как раз конец этой книжки поразил. Он одновременно трагический и светлый. Редко у кого так получается. Вот у Юрсенар в "Философском камне" получилось так, и это чуть ли не все, что я знаю.
12.05.2013 в 00:58

Silence, exile, and cunning
Аттик Флавий,
Мне вот как раз конец не нравится тем, что как-то очень проста эта трагичность. Умрет, но перед этим обнимет любимую женщину, с осознанием, что зло в лице Анжелы самоликвидировалось. Это такая трагичность уровня подростковых литературных опытов, ну честно. И на фоне гораздо более настоящих и сложных моментов из всего предыдущего текста - про то, как люди учатся мириться друг с другом, как у них получается и не получается - она совсем не смотрится.
20.05.2013 в 21:12

No hidden catch. No strings attached. Just free love.
Умрет, но перед этим обнимет любимую женщину, с осознанием, что зло в лице Анжелы самоликвидировалось.
Мне очень сильно показалось, что он умрет, но перед этим обнимет любимую женщину, с осознанием, что ТАКИ обнял любимую женщину. Но это имхо.
А после их "Армагед-дома" энд мне показался очень хэппи, да. Но читано было подряд.
20.05.2013 в 23:18

Silence, exile, and cunning
daarhon,
ну, это вопрос соотношения ценностей) в моих глазах оно все равно того не стоит, к тому же у него и вариантов других, кроме как красиво умереть, нету, учитывая, что у любимой женщины муж, дети и вообще прекрасно налажена жизнь без него.