Шпенглер & Инститорис
Удивительное несовпадение формы и содержания, характерное, впрочем, для истории, которая пишется победителями, но совсем не для ехидного Гоголя. Местами стилистика совершенно летописная, что ли, такая своеобразная поэтическая форма панегирика, напоминающая о том, как восхваляли богатырей в русских сказках и князей-благодетелей в летописях. Красиво само по себе, вне контекста содержания.
А содержание, если задуматься, феерическое: банда разбойников и грабителей, собравшись, решает, что что-то они пропили все добро и нужно пойти кого-нибудь ограбить. Главное, найти правильный предлог, что всегда несложно. Идут, разоряя по пути селения и истребляя местных жителей, осаждают совершенно невинный город, который просто попался им на пути. Через некоторое время этих разбойников и грабителей ловят и наказывают - регулярная армия и более ли менее по закону. И это все называется "пострадали за христианскую веру"! Где там христианская вера, интересно? Как назло, никак не могу вспомнить, в каком ключе преподносились доблестные деяния казаков в рамках школьной программы, но наверняка в восторженном, как же иначе.
Вообще это удивительное свойство христианской веры - ей оправдываются бесчисленные преступления подобных банд, и вообще какие угодно преступления подобного изумительного по своей наглости толка. Притом, что никакого отношения к происходящему она, собственно говоря, не имеет, но зато сколько разговоров.
Никак не могу сойти с этой темы, поскольку в "Тарасе Бульбе" она как-то задевает больше всего. Думаю, для сохранения мира и общенародного блага всю эту банду разогнать, а Сечь запахать было бы самым правильном делом - неприятно жить, когда у тебя на границах расположена подобная агрессивная группировка, которая в любой момент может решить, что ты "притесняешь христиан", будь ты сам хоть сто раз христианин.
Возвращаясь к сюжету - история довольно простая, предательство влюбившегося сына, гнев отца. Кажется, в школе делали упор именно на это. Крылатая фраза про "чем тебя породил". Изначально, может, и не банальный сюжет, но ставший банальным по мере того, как вещь становилась классикой.
Прекрасный гоголевский слог, но все же истории тех же "Вечеров" вызывают гораздо больше симпатии и участия.
А содержание, если задуматься, феерическое: банда разбойников и грабителей, собравшись, решает, что что-то они пропили все добро и нужно пойти кого-нибудь ограбить. Главное, найти правильный предлог, что всегда несложно. Идут, разоряя по пути селения и истребляя местных жителей, осаждают совершенно невинный город, который просто попался им на пути. Через некоторое время этих разбойников и грабителей ловят и наказывают - регулярная армия и более ли менее по закону. И это все называется "пострадали за христианскую веру"! Где там христианская вера, интересно? Как назло, никак не могу вспомнить, в каком ключе преподносились доблестные деяния казаков в рамках школьной программы, но наверняка в восторженном, как же иначе.
Вообще это удивительное свойство христианской веры - ей оправдываются бесчисленные преступления подобных банд, и вообще какие угодно преступления подобного изумительного по своей наглости толка. Притом, что никакого отношения к происходящему она, собственно говоря, не имеет, но зато сколько разговоров.
Никак не могу сойти с этой темы, поскольку в "Тарасе Бульбе" она как-то задевает больше всего. Думаю, для сохранения мира и общенародного блага всю эту банду разогнать, а Сечь запахать было бы самым правильном делом - неприятно жить, когда у тебя на границах расположена подобная агрессивная группировка, которая в любой момент может решить, что ты "притесняешь христиан", будь ты сам хоть сто раз христианин.
Возвращаясь к сюжету - история довольно простая, предательство влюбившегося сына, гнев отца. Кажется, в школе делали упор именно на это. Крылатая фраза про "чем тебя породил". Изначально, может, и не банальный сюжет, но ставший банальным по мере того, как вещь становилась классикой.
Прекрасный гоголевский слог, но все же истории тех же "Вечеров" вызывают гораздо больше симпатии и участия.
Особенно на фоне последних слов Тараса:
Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..
Но для жителей тех мест - перманентного Дикого поля и приграничной полосы разных цивилизаций - вполне себе. См. на поведение современных украинцев и новороссов. Каждая из сторон искренне считает, что даже если его уничтожат - а вполне могут - то за ним стоит "царь" (Россия, США), который после смерти "всем отомстит". При этом украинская сторона отличает большими зверствами (ну, эту местную черту подчеркнул еще Шевченко), а новороссы "испорчены" большем влиянием великоросского менталитета, а потому - "тюфяки" и мало кайфуют при виде убитых врагов.
На самом деле сюжет "Тараса Бульбы" вполне согласуется с событиями 17 века, но символически, а не конкретными историческими лицами - временем возникновения конфликта между Речью Посполитой и казаками. При этом конфликт этот был лишь вершиной глобального конфликта внутри РП, вызванного именно различием вер ее населения, который СЕЙЧАС нам может это казаться глупостями и преувеличением, а тогда это был вопрос принципиальный. Так как это был вопрос народного сознания, принявший такую форму. В 16 веке земли Украины (населенные православными жителями с культурой, унаследованной от Древней Руси) были из Вел.княжества Литовского переданы под прямое управление польского короля, и на них тут же начала шустро, мытьем и катаньем вводить униатсво и католичество, лишая православных (которых в стране было большинство - многих прав).
А смена веры со временем неизбежно приводила к ассимиляции, полонизации тех, кто перешел из православных в католики.Речь Посполитую недаром называли "республикой двух народов" - католических литовцев и поляков. Православному населению Руси (которого в РП было большинство) - места не было изначально. Его изначально ставили в положение второго сорта, в качестве объекта с "которым надо работать".В итоге на землях современной Украины и Белоруссии не осталось местной знати и собственной "высокой" культуры - она стала или польской или великорусской. Прекрасный западнорусский диалект (т.н. старобелорусский) с 12 века выполняющий в Вел.кн-ве Литовском роль письменного языка и способный занять то место, какое занимает сейчас современный русский (который тут лишь младший братец)- был вытеснен польским и забыт. И весьма часто "выкресты" (перешедшие из православия в католичество) были по отношению к сохранившим православие жителям Южной Руси поистине свирепыми зверями.
Казаки успешно оседлали это народное недовольство, но из-за отсутствия дисциплины (плюс масса казаков изначлаьно лишь хотели стать "своими" среди польско-литовской элиты) "у них не заладилось", и в итоге освобождение православное население Западной Руси досталось русским царям.
Мог ли на таком историческом фоне - вполне себе героическом (шла борьба за будущее всего народа и Руси) возникнуть казацкий старшина с судьбой Тараса? Легко.
См. на поведение современных украинцев и новороссов
Ну да, лет через 400 кто-то скажет "Вообще это удивительное свойство патриотизма - им оправдываются бесчисленные преступления подобных банд, и вообще какие угодно преступления подобного изумительного по своей наглости толка (вроде Крымского референдума). Какой смысл был выяснять, на каком языке говорить - на русском или украинском, и к какой цивилизации принадлежать - европейской или русской? Ведь сейчас мы живем в одном государстве "Земля" и все говорим на английском/китайском/общегалактическом!"
Впрочем, некоторые уже так говорят.
в сочинении написала, что Тарас и казаки были фашистами
"Мой Сид, дон Альварес", видимо, тоже
Учительнице было, наверное, с одной стороны смешно, а с другой - как-то стремно))
Гость,
А кто такой, пардон, средний великоросс?
сюжет "Тараса Бульбы" вполне согласуется с событиями 17 века, но символически, а не конкретными историческими лицами - временем возникновения конфликта между Речью Посполитой и казаками
Да, само собой. Глобально это исторически закончилось, когда Российская Империя приструнила и тех, и других, пару столетий спустя. Понятно, что реально конфликт имел место и надуманным не является, но другое дело, что в рамках подобного конфликта всегда находится место тем, кто использует его в своих корыстных целях. Даже не важно, осознанно или нет.
о, это великолепно
Galadriel,
Местами стилистика совершенно летописная, что ли, такая своеобразная поэтическая форма панегирика, напоминающая о том, как восхваляли богатырей в русских сказках и князей-благодетелей в летописях.
Вайль и Генис в своих "Уроках изящной словесности" пишут, что Гоголь хотел создать русский эпос и ровнялся на Гомера. Вот такие сравнительные цитаты приводят:
«Нагнулся, чтобы снять с него дорогие доспехи. И не услышал Бородатый, как налетел на него красноносый хорунжий» – «С рамен совлекал победитель доспехи... Вдруг на Филида нагрянул Долопс Ламедит, илионский славный копейщик».
«Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг бьет оттуда стрелой... так Тарасов сын, Остап...» – «Как орел быстропарный на добычу падает, быстро уносит и слабую жизнь исторгает – так у тебя, Менелай...».
«Вышиб два сахарных зуба палаш, рассек надвое язык» – «Зубы вышибла острая медь и язык посредине рассекла».
Как назло, никак не могу вспомнить, в каком ключе преподносились доблестные деяния казаков в рамках школьной программы, но наверняка в восторженном, как же иначе.
У Владислава Крапивина эта тема обыграна) В какой-то из книг есть сцена, где училка распинается на тему «"Тарас Бульба" - величайшее патриотическое произведение», и главный герой её спрашивает, мол, марьиванна, патриотизм - это когда жидов в реку кидали, или когда польских младенцев на копья поднимали?
Гоголь хотел создать русский эпос и ровнялся на Гомера.
О, какая прекрасная подборка цитат! Спасибо)
В какой-то из книг есть сцена, где училка распинается на тему «"Тарас Бульба" - величайшее патриотическое произведение», и главный герой её спрашивает, мол, марьиванна, патриотизм - это когда жидов в реку кидали, или когда польских младенцев на копья поднимали?
Хорошо
сам не помню, но представляется примерно тоже самое