Шпенглер & Инститорис
Определенно, все книги хороши, кроме скучных. С этой я ужасно мучаясь, разрываясь между скукой и упрямством. Правда, в изрядной части тому виной еще и чудовищная начитка - какой-то провинциальный театр, в котором девушка-диктор то пищала на все голоса за каждого персонажа (причем одни и те же периодически начинали говорить разными голосами) так, что я подскакивала, то запиналась на простых словах и не там ставила паузы в предложениях. Впрочем, если бы я ее читала, а не слушала, то удовольствия вряд ли получила бы больше, разве что мучилась бы меньше - читать все же быстрее.
Содержание, собственно, тоже провинциальный театр. Никак не могу взять в толк, зачем некоторые писатели так поступают, а именно, смешивают в одном тексте элементы высокого и низкого штилей, фарс и пафос. Получается какой-то ужасный выродок. Читатель понимает, что с таким отношением автора к собственному тексту, ему, читателю, совсем ловить нечего.
Это странно, на самом деле, есть правда хорошие моменты и шутки, удачные фразы, образы. Но складывается впечатление, что все хорошее получается у Хаецкой как-то случайно и к действию и навязанным образам героев не относится, а стоит ей попытаться это действие двинуть - выходит все то же сочетание фарса и пафоса. Собственно, герой, который по жизни ни рыба, ни мясо, зато хороший, умный, понимающий и жаждущий всем помочь скромник, ненавязчиво воплощает оба этих элемента. В остальном же они в основном разделяются по персонажам. К примеру, пресловутой Дианоре (какое имя! дело Прыны Вымрыжмяк живет и здравствует) достается пафос в таких количествах, что смотреть противно, особенно в ее воплощении в мире Аррой. Морган Меган - это первым делом, конечно, фарс. Демиург, являющийся бывшим каторжником в каком-то непонятном мире, забредший не пойми зачем на Землю Хелота и создавший на досуге мир, представляющий собой декорации третьей части. Довольно скудные, правда. Демиург, половину своих существ сотворивший по пьяни или с похмелья, и потом решивший устроить конец света в созданном им мире почему-то с помощью банды образцово-показательных наемников. Все это очень странно, и я не могу понять, действительно кто-то относится к этому всерьез, что ли? Правда, это не тот фарс, который вызывает смех, а скорее печальный образчик петросянии, заставляющий задуматься о том, что некоторые считают смешным.
От всей истории остается ощущение тотальной авторской неряшливости. Такое впечатление, что автор не определилась, пишет она всерьез или нет и хочет сделать историю поучительную или комическую - и в итоге у нее не вышла ни та, ни другая. Все до единого герои какие-то бестолковые и необязательные. Складывается все то же впечатление деревенского театра, в котором пьяница дядя Вася играет короля Лира, не расставаясь с бутылкой водки и периодически выходя из образа, чтобы поругаться с женой. Герои периодически забывают свои роли и несут то восторженную пургу, то какие-нибудь рыночные сплетни. Некоторые и вовсе забывают, зачем они здесь, и под конец уже маются от скуки, не зная, куда себя деть (например, этот мальчик с бабушкой-привидением). Все до единого персонажи вызывают некоторое удивление (там нормальные люди вообще есть, думаешь), но никакого интереса. Пожалуй, единственный очень удачный и симпатичный образ был - святого Суспиция, действительно привлекательный и цельный, и того автор поспешила угробить, увы.
Большие сомнения вызывает также смена трех картин: Робинзон (с Робин Гудом в Шервудском лесу) - Легионер (в образе Гури в Ноттингаме) и Террорист (в мире Аррой). Какая между ними связь, интересно? Я не увидела никакой, кроме того, что из персонажей каждой из частей больше уже ничего нельзя было выжать. Внезапное появление Моргана Мегана, который сначала был хорошим, а потом внезапно стал плохим и перенес всех в другой мир - изумительный по нелепости рояль в придорожных кустах. В каждой части свой набор персонажей, при этом у "переходящих" (типа Алькасара, который в моей начитке упорно говорил с сильным грузинским акцентом, типа, "Пакупай памидор, дарагой, вкюсный, слаткий памидор!") полностью меняется характер.
Основной вопрос, который остается в конце: и что? Зачем было все это? Затем, чтобы сказать, что созданные демиургом-пьяницей с похмелья мороки должны пожалеть своего дебильного создателя? Общее ощущение бестолковости - вот главное впечатление.
Содержание, собственно, тоже провинциальный театр. Никак не могу взять в толк, зачем некоторые писатели так поступают, а именно, смешивают в одном тексте элементы высокого и низкого штилей, фарс и пафос. Получается какой-то ужасный выродок. Читатель понимает, что с таким отношением автора к собственному тексту, ему, читателю, совсем ловить нечего.
Это странно, на самом деле, есть правда хорошие моменты и шутки, удачные фразы, образы. Но складывается впечатление, что все хорошее получается у Хаецкой как-то случайно и к действию и навязанным образам героев не относится, а стоит ей попытаться это действие двинуть - выходит все то же сочетание фарса и пафоса. Собственно, герой, который по жизни ни рыба, ни мясо, зато хороший, умный, понимающий и жаждущий всем помочь скромник, ненавязчиво воплощает оба этих элемента. В остальном же они в основном разделяются по персонажам. К примеру, пресловутой Дианоре (какое имя! дело Прыны Вымрыжмяк живет и здравствует) достается пафос в таких количествах, что смотреть противно, особенно в ее воплощении в мире Аррой. Морган Меган - это первым делом, конечно, фарс. Демиург, являющийся бывшим каторжником в каком-то непонятном мире, забредший не пойми зачем на Землю Хелота и создавший на досуге мир, представляющий собой декорации третьей части. Довольно скудные, правда. Демиург, половину своих существ сотворивший по пьяни или с похмелья, и потом решивший устроить конец света в созданном им мире почему-то с помощью банды образцово-показательных наемников. Все это очень странно, и я не могу понять, действительно кто-то относится к этому всерьез, что ли? Правда, это не тот фарс, который вызывает смех, а скорее печальный образчик петросянии, заставляющий задуматься о том, что некоторые считают смешным.
От всей истории остается ощущение тотальной авторской неряшливости. Такое впечатление, что автор не определилась, пишет она всерьез или нет и хочет сделать историю поучительную или комическую - и в итоге у нее не вышла ни та, ни другая. Все до единого герои какие-то бестолковые и необязательные. Складывается все то же впечатление деревенского театра, в котором пьяница дядя Вася играет короля Лира, не расставаясь с бутылкой водки и периодически выходя из образа, чтобы поругаться с женой. Герои периодически забывают свои роли и несут то восторженную пургу, то какие-нибудь рыночные сплетни. Некоторые и вовсе забывают, зачем они здесь, и под конец уже маются от скуки, не зная, куда себя деть (например, этот мальчик с бабушкой-привидением). Все до единого персонажи вызывают некоторое удивление (там нормальные люди вообще есть, думаешь), но никакого интереса. Пожалуй, единственный очень удачный и симпатичный образ был - святого Суспиция, действительно привлекательный и цельный, и того автор поспешила угробить, увы.
Большие сомнения вызывает также смена трех картин: Робинзон (с Робин Гудом в Шервудском лесу) - Легионер (в образе Гури в Ноттингаме) и Террорист (в мире Аррой). Какая между ними связь, интересно? Я не увидела никакой, кроме того, что из персонажей каждой из частей больше уже ничего нельзя было выжать. Внезапное появление Моргана Мегана, который сначала был хорошим, а потом внезапно стал плохим и перенес всех в другой мир - изумительный по нелепости рояль в придорожных кустах. В каждой части свой набор персонажей, при этом у "переходящих" (типа Алькасара, который в моей начитке упорно говорил с сильным грузинским акцентом, типа, "Пакупай памидор, дарагой, вкюсный, слаткий памидор!") полностью меняется характер.
Основной вопрос, который остается в конце: и что? Зачем было все это? Затем, чтобы сказать, что созданные демиургом-пьяницей с похмелья мороки должны пожалеть своего дебильного создателя? Общее ощущение бестолковости - вот главное впечатление.
А Свенгали написала для меня два потрясающих фика по этому
фандомумиру. А фандома нет.Снарк,
Омг, где там слеш?) Не, серьезно, между кем и кем?)
Хотя не сомневаюсь, что Свенгали может прекрасно написать по любому канону, конечно)
Омг, где там слеш?) Не, серьезно, между кем и кем?)
Хелот/Гретир, Хелот/Робир Гуд, Хелот/Гай, канонный Хелот/Алькасар
А Свенгали я ездила по ушам про то, как Хелот с мелким Тэмом Гили путешествует по разным мирам и детская влюбленность Тэма перерастает во вполне себе юношескую. А Хелот этого то ли не замечает, то ли не хочет замечать. И Свенгали написала "Тень висельника" и "Женщина с двумя кошками"
У меня с Нарнией так было - в детстве мне казалось, что это изумительные истории, а потом несколько лет назад я перечитала и была сильно разочарована, как все просто и плоско. Лучше б не перечитывала. Видимо, есть таки книги, которые хороши только в определенном возрасте.
Снарк,
Омг еще раз)) странно, на самом деле, пейринги-то очевидные, но я вот между героями ни одной искры не вижу, ни разу... Хелот вообще такой тюлень, имхо, его будто лично никто не задевает, а поступает он тем или иным образом только потому, что это правильно с т.зр. некой абстрактной справедливости.
но я вот между героями ни одной искры не вижу, ни разу...
Что, и в случае с Алькасаром не видишь? (Хотя я понимаю, насколько может испортить этого героя озвучка с акцентом
Ой, да. Что-то такое я, кажется, чувствовала ещё тогда, когда про слэш и не знала)))
Странно обвинять автора в том, что именно и было его целью.
Его огорчало, что изучение Библии, постоянное упоминание этих образов нивелировало ценность христианских идей. Библия стала восприниматься как что-то скучное, приевшееся. И он пишет Нарнию, стремясь дать тем же сюжетам свежесть. Морщиться от пропаганды христианства при чтении Льюиса - это все равно что морщиться от пропаганды христианства, читая цветочки Франциска Ассизского.
По-моему, на этом моно выстроить не один десяток фиков. И, кажется, именно отстраненность, о которой писала Галадриэль, образованность и необычность (для данной местности) Хелота всех и привлекает.
Главное тогда его Космическую трилогию не читайте ни в коем случае)) вот уж где пропаганда такая, что Нарния просто цветочки) в Нарнии это старательно прикрыто хорошей выдумкой хотя бы.
Снарк,
Пожалуй, вижу, особенно этот тройничок с Дианорой... но Алькасар меня так зверски раздражает, что это не вызывает понимания, а только неприятное удивление, что же герой в нем нашел.
Кажется, я узнала об этом гораздо позже, чем читала) Просто не могу не сравнивать мысленно с Толкином. Вроде бы оба - верующие католики, оба вкладывали в тексты свои убеждения-мысли, но у Льюиса это как-то уж очень в лоб здесь получилось. Ну или как вариант, к последнему перечитыванию я уже слишком далеко вышла из возраста целевой аудитории)))
Впрочем, я практически над любой подаваемой в лоб идеологией в виде художественного текста буду морщиться.
Главное тогда его Космическую трилогию не читайте ни в коем случае)) вот уж где пропаганда такая, что Нарния просто цветочки) в Нарнии это старательно прикрыто хорошей выдумкой хотя бы.
Читала. Один раз, где-то в середине 90-х, когда я читала всё, что называлось фантастикой и было хоть сколько-то читабельно. Но именно по упомянутой причине не перечитывала - в Нарнии я для себя хотя бы еще что-то вылавливала помимо)
Так себе фантастика это, я бы сказала)))
Льюис протестант-англиканин (хотя это не так уж важно). Льюис был богословом, и его работы - это работы теолога, а не фантаста.
Льюис был богословом, и его работы - это работы теолога, а не фантаста.
Что-то менее художественное я тоже читала. Там было что-то про экскурсию из ада в рай (и именно в этом направлении в том числе, потому что рай и существа в раю значительно крупнее по размеру).