Шпенглер & Инститорис
"Приключения Васи Куролесова" - любимая с детства и до дыр зачитанная книжка. Много лет я даже не задавалась вопросом, что у нее есть автор и как его зовут (с книжками, которые читаешь лет в 10, это нормально, кажется). Притом, что местами знаю ее наизусть и очень живо все там описанное представляю. И только читая уже относительно недавно что-то другое у Коваля, с забавной глупостью обнаружила, что Васю-то Куролесова, оказывается, тоже он.
За годы текст не потерял своей прелести (что, увы, бывает со многими любимыми в детстве книгами) - и, думаю, потому, что написан он действительно бесподобно. Коваль вообще обладает этим волшебным даром выражаться коротко, емко и очень смешно. Причем "смешно" достигается не за счет специальных попыток пошутить, а за счет какой-то удивительной точности в наблюдании обычных по сути, но смешных для внимательного взгляда явлений. При этом в нем не чувствуется никакой натужности, ни малейших попыток "написать смешно", красиво или вычурно.
Очаровательный "сельский детский детектив" про молодого парня из деревни, доблестную милицию и бандитов районного масштаба. Очень весело и ненавязчиво обыгрывающий детективные (и не только) общие места серьезных произведений того времени, но не пародирует их специально. В повестях о Васе Куролесове создается своеобразная "карманная" реальность - небольшой город Карманов где-то в Подмосковье, деревня Сычи и прочие забавные деревушки при нем, даже Москва из последней повести очень уютная и камерная, напоминающая по ощущениям "От красных ворот".
"Промах гражданина Лошакова" - чуть более "взрослая" повесть. Действие происходит непосредственно после "Приключений", Вася мечется между работой механизатором в деревне и желанием служить в милиции, а пока подвизается у стражей порядка на общественных началах. Эта история так же комическая, но комизм рассчитан скорее на взрослого читателя, чем на ребенка - хотя и умным детям должно быть хорошо. Особенно дивна история про любовь и соленые огурцы, пока читаешь, вне зависимости от того, как ты относишься к соленым огурцам - нестерпимо начинает их хотеться.
Зато "Пять похищенных монахов" - чуть более "детская", чем другие повести. И дело даже не в том, что героями-рассказчиками в данном случае выступают два брата, младший из которых явно представляет самого автора, а старший - соответственно, его старшего брата. За счет этого и борьба с преступниками, и сама детективная завязка носят несколько "облегченный", нестрашный характер. Пожалуй, в этой повести чуть меньше активного действия, зато гораздо больше - потрясающего уюта и света, ощущение, создаваемое описанием детства в старых московских дворах, которого ни у кого не было, но всем очень хотелось. Знаете, такое хрестоматийно-хорошее детство, без соплей и пионерии, со своеобразным, но родным и хорошо знакомым населением своего дома и района, большой самостоятельностью и увлечениями. История разворачивается вокруг кражи у старшего брата домашних голубей, и Вася Куролесов подключается далеко не сразу, но зато как появляется, уже видно, что он заматерел и вырос. Кому нравится "От красных ворот" - в этой повести такая же атмосфера и она забавна именно в таком же ключе.
Повести о Васе Куролесове, несмотря и на единых персонажей, и на сходство в комическо-детективной части, как ни странно, довольно разные, хотя это различие и не очевидно поначалу. Что неизменно - совершенно изумительный язык и точность формулировок, складывается впечатление, что Коваль даже инструкцию к пылесосу мог бы написать так, чтобы ее потом цитировали поколениями. И главное, ведь все его забавные замечания - чистая правда:
"К вечеру мы как-то поглупели. Я давно заметил, что люди немного глупеют к вечеру. Днем еще как-то держатся, а к вечеру глупеют прямо на глазах: часами смотрят телевизоры, много едят".

@темы: коваль

Комментарии
15.01.2017 в 22:57

снайпер-буддист
обожаю Коваля
в детстве не читала почему-то, а в прошлом году внезапно открыла для себя "Самую легкую лодку в мире" и "Суер-выер", просто улет :inlove:
теперь вот думаю и с более детскими вещами познакомиться
16.01.2017 в 09:10

Silence, exile, and cunning
Cpl.Merqury,
:friend:
Детские у него тоже офигительные, да) причем совершенно в том же духе и стилистике, что и взрослые, как ни странно.
16.01.2017 в 09:39

снайпер-буддист
Galadriel, и это прекрасно!
на примере "Недопеска" убедилась в этом :)
16.01.2017 в 10:08

Моя любимая повесть - "Пять похищенных монахов", причём почему-то в журнальном варианте: в нём, по-моему, идеально выдержан баланс реалистичных деталей и кэролловского абсурда (в окончательном, книжном издании абсурд, ИМХО, уже слишком перевешивает). Москва там одновременно очень реальная, прямо до запахов, и фантастическая, как "условная средневековая Европа" в традиционном фэнтези. Даже, пожалуй, к какому-то конкретному времени эту повесть привязать не получится: это воспоминание, сон, детская фантазия - всё вместе. Формально-то действие происходит в те же годы, в которые повесть писалась (Зонточный переулок действительно снесли чуть ли не во время выхода повести), но многие реалии в ней - явно не из семидесятых. Впрочем, грубая женщина Райка Паукова, как я подозреваю, имела своим прототипом не менее грубую женщину Алку Пугачёву, действительно жившую именно в этом переулке :) .
Я, кстати, много лет работал в здании, стоящем буквально в двадцати метрах от этого переулка. Сейчас от него остался только универмаг, выходящий на площадь Крестьянской Заставы (принадлежавший какое-то время "Арбат-престижу"), а остальное превратилось просто в дворовый проезд. Я там облазил все переулки и дворы - атмосфера, кажется, ещё сохраняется... :)
В повестях о Васе Куролесове создается своеобразная "карманная" реальность - небольшой город Карманов где-то в Подмосковье
Кстати, мелькающие в повестях реальные подмосковные топонимы дают чёткое указание на то, где именно он находится. Перловка, Тарасовка - это Ярославское направление от Москвы, самое ближнее Подмосковье. Хотя в те годы, когда отец Коваля работал в подмосковной милиции (это ведь его воспоминаниями навеяны эти повести), Подмосковье это было куда более дальнее, чем сейчас. Учитывая, что из Карманова домой Вася ехал через Тарасовку, его деревня сейчас уже, скорее всего, вошла в пределы МКАД.
А "Промах гражданина Лошакова" - это уже что-то вроде "автофанфика", написанного лет через двадцать после "Васи".
Кстати, на рубеже девяностых "Монахов" экранизировали - но так, что лучше об этом фильме забыть сразу же, как о нём узнал. Это снято, как стандартный сюжет "Ералаша" (в самом худшем смысле этого слова), только растянутый на полтора часа, что совсем не прибавляет ему достоинств. Вся атмосфера московских переулков, без которой от повести остаётся только голый и не особо мощно закрученный сюжетный стержень, убита полностью (действие перенесено из Москвы в... Крым!!!). В роли Васи снялся почему-то Демидов из "Квартета И". Жилец Эхо превращён из стареющего орнитолога, страдающего от своей ненужности, в преуспевающего молодого художника-авангардиста, создающего композиции из перьев, к которому ездят поклонники, коллеги и заказчики со всего мира. Ну и всё в таком же духе.
16.01.2017 в 20:20

Silence, exile, and cunning
Маккуро Куроске,
Да, "Монахи" прекрасные) Хотя абсурда в них, мне кажется, не так уж и много, если не учитывать специфическую детскую точку зрения - когда весь мир представляется несколько волшебным и странным местом.

Райка Паукова, как я подозреваю, имела своим прототипом не менее грубую женщину Алку Пугачёву, действительно жившую именно в этом переулке
О как! А у меня сложилось впечатление почему-то, что это такая тихая окраина Москвы. Хотя, с другой стороны, даже и сейчас в центре, если зайти вглубь дворов, можно наткнуться на такие тихие уютные места, как из книжки.

Хотя в те годы, когда отец Коваля работал в подмосковной милиции (это ведь его воспоминаниями навеяны эти повести),
Ага)) Я читала в примечаниях к своему изданию, там прямо отдельные сюжетные ходы отцом предложены, очень круто.

Это снято, как стандартный сюжет "Ералаша" (в самом худшем смысле этого слова), только растянутый на полтора часа, что совсем не прибавляет ему достоинств.
По-моему, Ералаш и так довольно скучный был, и проверки временем уж точно не выдержал. Зато мультик отличный.
17.01.2017 в 09:58

Galadriel
А у меня сложилось впечатление почему-то, что это такая тихая окраина Москвы.
Это фабричные предместья - уже вне Садового кольца, но ещё внутри кольца застав (вернее, уже почти на нём). Конкретно этот переулок был населён работниками фабрики, которая до революции выпускала папиросные гильзы, а в годы индустриализации, многократно увеличившись, превратилась в часовой завод. Дальше от Москвы по этому направлению находились городские бойни (на месте которых в советские годы вырос Микояновский мясокомбинат) и скотный рынок, позже превратившийся в Птичий. В послевоенные годы это было уже глубоко внутри Москвы. А баня, описанная в конце повести - это уже по-настоящему старая Москва, внутри Садового, в Гончарной слободе.
17.01.2017 в 12:06

Silence, exile, and cunning
Маккуро Куроске,
Спасибо) сейчас все это все равнт в понятие центр укладывается, видимо.