Шпенглер & Инститорис

Второй роман показался мне менее цельным, что ли, чем первый. Или может дело в том, что надо читать эпопею про богиню аль-Лат подряд (то есть этот роман и следующий) - но мне так неудобно, я устаю от больших текстов одного плана, как бы хороши они ни были.
Забавно, кстати, что в этом романе нерегиля Тарега очень немного. И в отличие от предыдущего, он большей частью не скачет впереди огромного войска и сравнивает с землей города, а валяется в полудохлом виде в кустах и подвергается оскорблениям каких-нибудь грязных бедуинов. Причем история Тарега в этом романе - это история переходов из одного плачевного состояния в другое. И в основном он сам тому виной, конечно, потому что нарывается раз за разом, упорно не желая разбираться в элементарной политике человеческих отношений. Дразнит сначала своего хозяина, нового халифа, потом каждого следующего тюремщика.
Только однажды в этой череде злосчастий намечается просвет: когда Тарег встречает брата халифа, с которым тот по завещанию отца вынужден делить пополам страну, аль-Мамуна. Из всего, что я пока читала, аль-Мамун кажется наиболее привлекательным персонажем (включая первую книгу). Он как-то на удивление адекватен на фоне всеобщей глобальной неадекватности, тупости, жадности, сластолюбия и прочих пороков всех власть предержащих в этой истории. Начиная от самого эмира верующих и заканчивая последним вождем захудалого племени. Все до единого так изобретательно и картонно омерзительны, что автор, мне кажется, все-таки перебарщивает. Конечно, определенный процент омерзительных идиотов у власти есть в любом обществе, но также в любом обществе есть и процент сильных харизматических лидеров (которые далеко не всегда на деле представляют собой идеал рыцарства, но по крайней мере выглядят достойно). И история Востока нам дает достаточно таких примеров. С другой стороны, можно представить, что как только на месте эмира, держащего "поводок" от нерегиля, окажется такой умный и сильный человек, историю можно будет заканчивать - по крайней мере, покуда этот человек будет жив. Потому что они вдвоем прекрасно организуют тишь, мир и порядок, и никакого сюжета.
Но зато пока происходит прямо противоположное: страну раздирает гражданская война между эмиром и его братом, не говоря уж о страшных нашествиях жидорептилоидов под именем кочевников-сарматов, пардон, карматов. Развитие этих двух линий (но не их завершение) и представляет собой сюжет романа.
С одной стороны, это не очень изящно, конечно, что не завершив толком один сюжетный задел (войну братьев), автор тут же начинает другой и посвящает ему половину романа, забросив первый. С другой стороны, в реальности беды, свалившиеся на государство, тоже не ждут своей очереди. При этом история войны братьев, собственно, закончена к концу романа формальна (остался только один), но не закончена с эмоциональной точки зрения, так как служить оставшемуся брату нерегиль упорно отказывается. Впрочем, концовка дает слабую надежду, что в итоге они таки придут к согласию и объединят усилия в борьбе с внешней напастью. Я *очень* жду новой встречи нерегиля с новым эмиром))
Из всей книги как-то смутили только разговоры о приближающемся конце света, который запланирован вот-вот, года через три-четыре. Помню, в 1999 году такие же разговоры были, конечно. Надеюсь, дальше этому будет объяснение получше, потому что такой крупный рояль, внезапно выползший из кустов, смотрится неизящно. И все же мне очень интересно, что будет дальше - при всех возможных претензиях к сюжету, текст ужасно затягивает.

@темы: медведевич

Комментарии
01.05.2017 в 23:20

Невозможно? Нет такого слова!
Название она нагло попёрла у Владимира Михайлова.
01.05.2017 в 23:39

Название она нагло попёрла у Владимира Михайлова.
А тот, видимо, из Библии?
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
02.05.2017 в 08:41

Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. (У. Черчилль)
Я эту серию нашла после Вашего отзыва на роман "Ястреб халифа", так что, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо за рекомендацию )
По сравнению со второй книгой первая мне показалась почти что романтической сказкой ) Здесь такой концентрат человеческой жестокости, подлости и дури, что по прочтении чувствуешь себя как-то невыразимо печально...
Зато обе книги написаны так ярко, что так и хочется потом почитать про реальные исторические события, на которых базируется это фэнтези. Кажется, прототипом государства Аш-Шарийа был Кордовский халифат? Некоторые персонажи очень узнаваемы, например, распутный братец аль-Мамуна )
Тарега мне здесь тоже очень жаль. Может, автор нарочно так с ним обошлась после отзывов на фантлабе? )) Помню, в отзывах на "Ястреба" часто встречалось: "Ну, про Тарега к концу книги читать неинтересно. Пришел, увидел, победил. Никакой интриги..."
02.05.2017 в 10:09

Silence, exile, and cunning
Big Lynx,
+1 к комменту Гостя ниже. Причем для псевдоарабского мира это супернеудачное название - как и все библейские аллюзии, которые лезут и которых там быть не должно.
02.05.2017 в 23:07

Silence, exile, and cunning
-Асфодель-,
Очень рада, что вам тоже нравится)
Насчет обилия пороков во 2 книге - да уж, даже слишком. Даже Тарег на этом фоне выглядит ничего, хотя он малоадекватен, в целом-то.
Про прототипы я ничего не знаю, увы. А почему именно Кордовский? Недавно, кстати, вычитала, что в арабском Египте была провинция аш-Шаркиййа.
По поводу пришел-увидел - не знаю, вроде все три книги были написаны целиком задолго до публикации...
А вы тоже бываете на фантлабе?) Ура! Наконец-то нашлись пересечения людей на двух моих главных площадках)))
03.05.2017 в 07:59

Silence, exile, and cunning
-Асфодель-,
Очень рада, что вам тоже нравится)
Насчет обилия пороков во 2 книге - да уж, даже слишком. Даже Тарег на этом фоне выглядит ничего, хотя он малоадекватен, в целом-то.
Про прототипы я ничего не знаю, увы. А почему именно Кордовский? Недавно, кстати, вычитала, что в арабском Египте была провинция аш-Шаркиййа.
По поводу пришел-увидел - не знаю, вроде все три книги были написаны целиком задолго до публикации...
А вы тоже бываете на фантлабе?) Ура! Наконец-то нашлись пересечения людей на двух моих главных площадках)))
03.05.2017 в 10:24

Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. (У. Черчилль)
Про прототипы я ничего не знаю, увы. А почему именно Кордовский? Недавно, кстати, вычитала, что в арабском Египте была провинция аш-Шаркиййа.
Ну, мне так показалось, потому что в Кордовском халифате тоже был военачальник аль-Мансур (Альмансор), знаменитый своими военными победами и жестокостью. Гейне про него целую трагедию написал ) И в биографии аль-Мансура есть некоторые общие моменты с Тарегом: например, он опекал малолетнего халифа Хишама II и был в близких отношениях с его матерью Субх (Авророй). Разве что эльфом он точно не был )))

А вы тоже бываете на фантлабе?) Ура! Наконец-то нашлись пересечения людей на двух моих главных площадках)))
Я там иногда читаю рецензии, чтобы выловить какие-нибудь интересные книги. Сама туда не пишу - стесняюсь ))
03.05.2017 в 12:08

Silence, exile, and cunning
-Асфодель-,
Ух ты, и правда все сходится, здорово))

А зря стесняетесь, еа фантлабе милейшие люди и главное, много желающих обсудить почти любую литературу. Я много лет уже иам тусуюсь)
03.05.2017 в 12:31

Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. (У. Черчилль)
Galadriel, зарегистрировалась, может, потом тоже выскажусь где-нибудь ))
03.05.2017 в 13:05

Silence, exile, and cunning
-Асфодель-, :friend: какой у вас там ник? Я kerigma
03.05.2017 в 14:49

Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. (У. Черчилль)
Galadriel, murmeli ))