Шпенглер & Инститорис
Послушали в дороге маленький сборничек в исполнении самого автора. Надо сказать, что раньше я ничего у Петрушевской не читала, но почему-то была уверена, что она - третья в линии Улицкая-Рубина, та же "проза мудрых женщин". Ничего подобного, слава богу. Петрушевская довольно безумная и очень задорная, видимо, и сказки у нее такие же - вроде бы детские, где-то даже с моралью, но все-таки изрядно отдают хармсковской бесовщинкой. Непротивные, в общем, а то знаете, бывает достаточно очень противных сказок для самых маленьких деток с такими слащавыми моральными уроками, что рот сводит.
Еще очень мило переплетение в сказках Петрушевской традиционно-сказочных приемов типа леса, кстати приключившегося волшебника, зверей, живущих как люди, с вещами совершенно бытовыми, из современного, скажем, мира. Но в целом, несмотря на некоторый градус безумия, их по-прежнему можно читать именно маленьким детям, и им-то будет куда веселее, чем даже взрослым - а то все-таки от таких текстов устаешь.
То, как автор читает - это отдельная песня и половина прелести сказок. Ну или наоборот, как воспринимать. В общем, актриса в Петрушевской не погибла, а живет и процветает, и такие интонации и завывания не каждый изобразит - это очень забавно. Хотя от такого усиленно интонированного звучания я лично устаю быстрее, чем от обычной размеренной речи, например, Ерисановой, оно придает прелесть, как иллюстрации в тексте.
Надо бы еще почитать Петрушевскую, но теперь уже не детское.
Еще очень мило переплетение в сказках Петрушевской традиционно-сказочных приемов типа леса, кстати приключившегося волшебника, зверей, живущих как люди, с вещами совершенно бытовыми, из современного, скажем, мира. Но в целом, несмотря на некоторый градус безумия, их по-прежнему можно читать именно маленьким детям, и им-то будет куда веселее, чем даже взрослым - а то все-таки от таких текстов устаешь.
То, как автор читает - это отдельная песня и половина прелести сказок. Ну или наоборот, как воспринимать. В общем, актриса в Петрушевской не погибла, а живет и процветает, и такие интонации и завывания не каждый изобразит - это очень забавно. Хотя от такого усиленно интонированного звучания я лично устаю быстрее, чем от обычной размеренной речи, например, Ерисановой, оно придает прелесть, как иллюстрации в тексте.
Надо бы еще почитать Петрушевскую, но теперь уже не детское.
Да мне и Улицкая местами очень нравится. Просто они очень однообразные становятся, если много читать, и одна в принципе довольно похожа на другую. Поэтому третья такая же - это было бы уже слишком)
мне кажется, это скорее подход к изложению материала, с очень сильной концентрацией на эмоциональной составляющей, ностальгической такой, плавной, мягкой, очень женской, я бы сказала. Если в каждой книге и есть генеральная тема, то это глобально "отношения разных людей", бесконфликтные по сути причем. И у Улицкой то же самое.
Мне вот наоборот нет, поначалу эти самокопания кажутся какими-то очень уютными и симпатичными, но быстро прискучивают - может, потому что мне они самой не особо свойственны, хотя в 15 лет это было куда актуальнее. И еще: рассматривание своего быта под микроскопом. Этим занимаются и Улицкая, и Рубина, но больше Улицкая, наверное. А по жизни - тому, кому нечем больше заняться.
В плане внутреннего мира меня по-настоящему задевает Достоевский, но это однозначно не внутренний мир нормального человека, конечно, так тем он и интересен. А Гюго, Диккенс и Бальзак каждый кажутся мне просто ужасающе занудными)) И то, что они изображают в качестве внутреннего мира, вообще ни на что не похоже))
А вот описанные характеристики женской прозы - мне как раз вполне импонируют. Видимо, потому что эти самокопания поставлены на автоматику, и рассматривание быта под микроскопом - как оно влияет на мышление людей, на их жизнеощущение в целом и т.д. - мне интересно, как "угол обзора жизни", и кажется, что придает определенную "материальность", "вещественность" - описываемому. И этого, мне кажется, мужской прозе - сильно недостает для того, чтобы она была интересной.
прочитайте её рассказ "Новые робинзоны" - это очень сильно
каждому свое, видимо)) я скорее в себе могу найти интерес ко "внутренним помойкам", чем к быту))
Tiresias,
Lita R.,
спасибо, поищу)