Шпенглер & Инститорис

Но все вышло совсем не так, и "Исповедь" оказалась не столько даже исповедью, сколько - отчасти - автобиографией, а отчасти - рассуждением о вещах совершенно посторонних в духе "что вижу, то пою". Из серии: что такое время или что такое память, как человек воспринимает время, как в уме создаются и хранятся образы предметов, которых уже нет. И все это - не научно-поучительным тоном, а таким голосом немного наивного удивления, "как прекрасен божий мир". Притом, что значительная часть всех августиновских рассуждений собственно к религии не имеет отношения. Не считая того, что она так или иначе касается божественного и непостижимого устройства мира (в научном постижении которого и нет особой необходимости, не говоря уж о смысле).
В первой части "Исповеди" довольно много биографических данных, но изложены под специфическим углом зрения. К примеру, о женщине, с которой он прожил около 10 лет и которая родила ему ребенка, он упоминает вскользь и ни разу не называет ее по имени (меня это задевает, признаться), более того, мимоходом оболвливается, что расстался с ней, чтобы заключить угодный и пристойный брак с юной девушкой "по сговору" (из которого в итоге так ничего и не вышло). Зато очень подробно описывает все, касающееся собственного духовного развития, повлиявших на него друзей и "старших товарищей". Из этого наибольший интерес представляет, наверное, встреча с Амвросием Медиоланским и вообще миланский период. Но при этом чувствуется, что он не специально что-то вымарывает или о чем-то умалчивает, а просто пишет то, что ему интересно, с тем подробностями, которые кажутся ему важными. В этом есть что-то ужасно трогательное, на самом деле, в этих его рассуждениях о собственной греховности и несовершенстве. "Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас". Этими словами буквально любое состояние человека можно описать, заменив "целомудрие и воздержание" на какое угодно иное благо, требующее некого самоотречения и работы над собой

А еще Августин внезапно оказался страшно поэтичным. Понятно, что в какой-то степени это усилия переводчика, но все же его проза действительно очень красива, мне кажется, и начисто лишена всякой научной сухости. Причем он не повторяется и не громоздит множество бессмысленных словес, одинаково восхваляющих Бога, а умеет как-то очень изящно сформулировать именно содержательные вещи, так, что остается ощущение и красоты, и смысла. Если остальные его сочинения такие же, то это возмутительно, что я их раньше не читала.
Да-да, на этой цитате тоже хихикала.
Августин прекрасен, наивен и поэтичен, всё так. Как метко кто-то заметил, не без ностальгии вспоминает грехи юности.
С женщинами у него правда складывалось, зато с матерью отношения прекрасные. Не исключено, что одно из другого следовало — добрую христианку несомненно возмущало, что сын в конкубинате с какой-то женщиной сожительствует, да ещё и ребёнком обзавёлся.
Я ещё "О граде божьем" читала, там уже больше нравоучений и богословия, но тоже поэтично и различных творческих отступлений хватает. К примеру, довольно подробно и интересно рассказывается о традиционных римских верованиях — с целью критики, безусловно, но всё равно увлекательно
Я ещё "О граде божьем" читала, там уже больше нравоучений и богословия, но тоже поэтично и различных творческих отступлений хватает.
Надо мне тоже добраться, мне нравятся эти отступления))
время было такое, мне кажется, каждый регион время от времени громили вандалы...
Что касается конкубины Аврелия, то он ведь был сын своей культуры, и в нём, юном, был тот изъян, который очень проявлен в людях Запада — юридизм и взгляд на собственность как на нечто священное. Если девушка стояла в имущественном отношении ниже, то как бы и человечески ниже, и ему никак не ровня. Даже если биологические разъёмы совпадают, имущественный статус не совпадает, вывод — не жена, а так. У нас св. Петр и Феврония (рядом с памятником которым Вы недавно фотографировались) этот вопрос закрыли: земная материальная собственность к любви и браку не имеет никакого отношения.
И уверяю Вас (чувствую себя вправе так говорить как практик того же делания, что и Блаженный Августин), если он допущен в Град Божий, которого так чаял и ради которого жил, то и мать его сына тоже. Потому что без неё он не был бы собой, со всеми достоинствами своего ума. А может ли произведение быть достойным, а мастер нет? )) Так что всё с ней в порядке, она имеет свою "часть благую".
остается ощущение и красоты, и смысла
Слушайте, ну человек же учился риторике у лучших мастеров своего времени, отдадим должное и им: хорошо подготовили ученика, молодцы! ))
Мне кажется, это даже не имущественное неравенство, а сословное скорее.