Шпенглер & Инститорис
Мне кажется, самые первые романы Сапковского - "Кровь эльфов" и "Час презрения" - я прочитала как раз примерно лет 20 назад, лет в 13-14, и тогда они произвели на меня огромное впечатление. Я столько раз их перечитывала, что до сих пор помню наизусть многие фразы, не говоря уж о героях, в том числе второстепенных. Это отчасти помешало получать удовольствие от "Сезона гроз", а отчасти, наоборот, добавляло его.
Объяснюсь: таймлайн "Сезона гроз" - до "Крови эльфов" и, кажется, даже до "Ведьмака". Нильфгаард - все еще просто какоего-то далекое государство на югах. Цинтра, видимо, стоит на месте и даже не упоминается. Ведьмак Геральт, Йеннифер и Лютик уже имеются в наличии и активно участвуют в сюжете (ну кроме Йеннифер, которая упоминается в основном заочно). Но сюжет состоит сплошь из малосвязанных между собой приключений Геральта, начавшихся по довольно банальному поводу - у ведьмака при въезде в некий город сперли его мечи.
Надо сказать, что приключения все еще хороши. Сапковский отлично прописывает типажи и детали, и читать его истории интересно - они достаточно закрученные по сюжету, и неожиданные, и забавные местами, и страшные. То, что отдельные приключения не особо связаны между собой, не так уж и ощущается - ведьмак вполне логично влипает то в одну, то в другую передрягу, тем более, что каждая небольшая линия доведена до своего логического финала и заканчивается вполне удовлетворительно для читательского любопытства. Мне было интересно практически все время, не считая лирических вставок на тему "сто лет спустя".
Но если брать только этот аспект - только то, что написано в самом этом романе - остается добротная середнячковая героическая фентези без особой идеи, но с очень качественной проработкой мира и характеров. И совершенно непонятно, чем же цикл "Ведьмак" так знаменит.
А вот если читать его после всех книг, история выглядит совсем по-другому. Как в советской песне "все еще живы". Никакой войны еще нет, каждый маг, каждый король и придворный занимаются своими местечковыми проблемами и дрязгами, и все это выглядит в первом приближении забавно, но потом утомляет. Тексту не хватает, как ни странно, эпичности, и если бы он существовал сам по себе - был бы совершенно проходным, но в качестве приквела к основному сюжету вполне хорош.
Воспоминания о том, как будут развиваться события в дальнейшем довольно сильно влияют на то, как воспринимаешь персонажей этой книги. Практически с самого начала появляется и почти до конца остается в качестве основного женского персонажа чародейка Коралл (с которой Геральт, естетственно, но совершенно нелогично устраивает интрижку). И на вид она кажется довольно неприятным, пусть и не самым плохим человеком. Но каждый раз при упоминании ее имени я подергивалась - потому что помню, как в последующем Трисс Меригольд рассказывала тому же Геральту о том, что было на Содденском холме ("а рядом, то ужасное, то тело без рук и ног, которое так жутко кричит, — Коралл"). Коралл там и погибла, и в "Сезоне гроз", мне кажется, есть на эту тему некое предзнаменование - когда Коралл пытается помочь Геральту найти его мечи, заглянув в будущее, и видит сначала то, что нужно, а потом - вереницу серых фигур, поднимающихся на холм. В этой связи каждое появление Коралл окрашено в какие-то трагические тона - как бы она там себя ни вела.
Стоит признать, что агрессия императора Эмгыра сильно украсила сюжет и весь мир, придав им необходимую трагичность и размах. В отсутствие большой войны хотя бы на заднем плане все злоключения героев смотрятся как-то местечково, особенно на сравнении. Но, повторюсь, это все еще отлично написаная, захватывающая и легкая для чтения история.

@темы: сапковский

Комментарии
14.04.2018 в 21:13

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Galadriel2, а в основном-то цикле все померли? Интересуюсь как человек, прочитавший первую книгу и два обсуждения :)
14.04.2018 в 22:29

Silence, exile, and cunning
Снарк,
ээ, да нет, вроде)) жили долго и счастливо. Цири вообще в конце слиняла в мир Авалона и рыцарей Круглого стола.
22.05.2018 в 06:10

К слову, да. Коралл - не в тему бабенка. Очередная победа альфа-самца, сдается мне. Потому что смотреть на лямуры интересно если персонажи и их отношения интересны. Впрочем, персонажи у Сапковского никогда не получались. И любови - тем более.


Снарк, если речь о Геральте и Йен, то они умерли в один день. Остров яблонь - это копипаста Авалона.
22.05.2018 в 10:57

Silence, exile, and cunning
Мискант у Стрехи,
Да, вопрос любви как-то очень подростково выглядит - либо пошлость, либо пафос))т
22.05.2018 в 13:39

Galadriel, Сапковский где-то в публицистике упоминал, что ему непонятна всепоглощающая страстная любовь. То бишь, человек этот на глубокое чувство не способен. Логично, что и описать ее он не может. Два уже далеко немолодых персонажа ведут себя как подростки, про любовь Кагыра - вообще смех, девочку он полюбил. Ну и остальное - такое же смешное и неубедительное. И страсть убогая, хочется это скорее пролистать. (Хотя с Мильвой удалось.)
22.05.2018 в 14:51

Silence, exile, and cunning
Мискант у Стрехи,
Я это списываю отчасти на жанр, все-таки боевое фэнтези - не место для живописания глубоких чувств уровня Пруста. В конце концов, где еще в том же жанре и уровне они есть?
Хотя ваши замечания более чем обоснованные, конечно.
22.05.2018 в 15:40

Galadriel, У Аберкромби есть. У него пейринги загляденье получаются. И обоснованные, и неожиданные. И все умерли. Тоже даркфэнтези, но чел знает явно, о чем пишет. Правда, он один такой.
22.05.2018 в 21:56

Silence, exile, and cunning
Мискант у Стрехи,
о, надо его почитать) Давно в списке, и все никак руки не дойдут.
26.05.2018 в 03:07

Galadriel, рекомендую. Вернее начать с "Лучше подавать холодным ", это его лучшая книга. (Плюс еще и своеобразный ремейк "Графа Монте-кристо".)
26.05.2018 в 21:41

Silence, exile, and cunning
Мискант у Стрехи,
Ок, спасибо))