Шпенглер & Инститорис
Наконец закрыла этот эпический пробел в знакомстве с классикой фантастики. Что сказать - с одной стороны, было интересно читать, с другой - очередной избранный мальчик, сколько ж можно!
Хотя справедливости ради, наверное, во время написания романа - 1965 год - это не было еще избитым приемом - собственно, я не исключаю, что Герберт задал тон всем последующим подобным историям про избранных детей, пророчества и евгенику - от "Игры Эндера" до "Гарри Поттера". Тем не менее, мне сложно и неинтересно оценивать достижения Герберта в контексте истории жанра, так что я не буду этим заморачиваться.
Лучшая часть всей истории - собственно планета Дюна, или Арракис. Сплошная пустыня, в которой вода является главной ценностью, ходят огромные и устрашающие песчаные черви, но также водится и загадочная Пряность, невероятно дорогая, ради которой все наши герои тут и собираются. Описание особенностей Арракиса и быта его фрименов, усилий, которые они предпринимают, чтобы выжить в пустыне - вот это правда интересно. Хотя, с другой стороны, неясно, если ближе к полюсам находятся обычные ледяные полярные шапки - почему большей части населения бы просто не перебраться в умеренный климат, оставив в самой жаркой пустыне только тех, кто добывает Пряность, вахтовым методом? По матчасти, впрочем, вообще много вопросов. Скажем, я так и не поняла, в чем же сверхценность Пряности, что за нее все так бьются - говорится, что она обладает гериатрическими свойствами, но почему тогда фримены, которые употребляют ее много, стареют обычным порядком, а то и быстрее? Вроде бы Пряность используют еще навигаторы из Гильдии Космогации, но что конкретно они из себя представляют и какой эффект на них производит Пряность - внятно не описывается. Вообще эта Гильдия - самая таинственная организация в тексте. Но с учетом того, что про нее упоминается только от людей, к Гильдии непричастных, судить о ее деятельности сложно.
Куда интереснее - идеи Кинесов, отца и сына, по терраформированию Арракиса. По мне, если кто и герой в этой книге, так это Кинес-старший, первый планетолог, который дал себе труд попытаться разобраться, откуда возникает пряность, как она связана с песчаными червями и почему на планете, на которой нет нормальной растительности, все в порядке с кислородом. И выяснил, что вода на Арракисе все же есть, только неясно, где, но теоретически возможно эту воду вывести на поверхность, создать достаточно большие площади нормальной растительностью и вообще сделать эту планету пригодной для жизни. И начал многолетний труд по "продаже" этой идеи фрименам, просвещению фрименов и медленным, но постепенным изменениям - которые дадут плоды не сейчас, но лет через 200-300, но все же дадут. И эту работу продолжил его сын, Лиет-Кинес, которого мы встречаем в тексте. Почему подвиг Кинеса-старшего, совершенно судьбоносный для Арракиса, гораздо более судьбоносный, чем все локальные разборки навязанной галактической власти, остался почти неизвестным и уж тем более не удостоился заслуженной славы? Видимо, потому, что всегда именно так и бывает - лавры получают не те, кто действительно сделал что-то невероятное, а те, кто произвел больше всех шума. Кинес-старший не был избранным, не был могущественным аристократом, а просто тихо и кропотливо делал свое дело. В парадигме нашего времени такие люди, мне кажется, имеют больше шансов получить признание, но в парагидме мира Герберта - по сути своем феодальном - их, конечно же, не видно.
И тут мы подходим к другому интересному парадоксу, о который запинаются все авторы фантастики: никто почему-то не учитывает, что развитие общества в социальном плане, развитие его в плане научном и в плане торговом связаны между собой. Нет, все пытаются запихнуть графьев и баронов в космические корабли, даже не осознавая несуразность такого сочетания. И, разумеется, в обществе, где каждый приличный дворянский дом обладает собственным ядерным арсеналом как будут решать свои противоречия молодые наследники титулов? - Ну разумеется, мордобоем. Я имею в виду последнюю дуэль Пауля Атрейдеса и Харконнена. Это примерно как для того, чтобы решить спор между Apple и Samsung по поводу незаконного использования каких-нибудь патетнов главы компаний устраивали бы показательные конные бои - и все считали бы это нормальным и подобный исход спора - вполне законным.
Вся эта феодальная эстетика мне и самой симпатична, чего уж греха таить, но все же тяга к эстетике не должна входить в такое противоречие со здравым смыслом, а у Герберта в основной линии его сюжета этого много. Еще один раздражающий момент - такое впечатление, что книга написана по Марвелу, куда ни плюнь, так супергерои: сын - избранный, с детства обученный всяким смертоубийственным техникам, мама - тоже, да еще и с навыками гипнотизера, фримены - великие воины, которые на раз уделывают крутейших солдат Имератора. Главный злодей, как и положено, омерзительный внешне со своей пневмоподвеской, которая помогает ему носить огромную тушу. Окружают героев такие же особенные люди - супер-фехтовальщики, сверхумные ментаты, крутые музыканты и тд. Кажется, из всех из них только отец мальчика, герцог Лето, не обладает никакими явными сверхспособностями - но он быстро заканчивается. Из тех, кого мы видим в кадре, удерживается за счет своего разума и прилагаемых сил только Лиет, и именно он вызывает как раз и уважение, и симпатию. А к остальным ее сложно испытывать - они скорее функции в сюжете, чем живые люди.
Забавляет еще нагромождение попяченных откуда только можно было словечек, которым Герберт попытался придать некий таинственный смысл. В итоге читатель получает такой переваренный культурный винегрет, в котором латинское Bene Gesserit ("будет вести себя хорошо") сочетается с еврейским "Квисатц Хадерах" и исламским "джихадом".
Замечу также, что приложения читать во многом интереснее, чем сам текст.
Хотя справедливости ради, наверное, во время написания романа - 1965 год - это не было еще избитым приемом - собственно, я не исключаю, что Герберт задал тон всем последующим подобным историям про избранных детей, пророчества и евгенику - от "Игры Эндера" до "Гарри Поттера". Тем не менее, мне сложно и неинтересно оценивать достижения Герберта в контексте истории жанра, так что я не буду этим заморачиваться.
Лучшая часть всей истории - собственно планета Дюна, или Арракис. Сплошная пустыня, в которой вода является главной ценностью, ходят огромные и устрашающие песчаные черви, но также водится и загадочная Пряность, невероятно дорогая, ради которой все наши герои тут и собираются. Описание особенностей Арракиса и быта его фрименов, усилий, которые они предпринимают, чтобы выжить в пустыне - вот это правда интересно. Хотя, с другой стороны, неясно, если ближе к полюсам находятся обычные ледяные полярные шапки - почему большей части населения бы просто не перебраться в умеренный климат, оставив в самой жаркой пустыне только тех, кто добывает Пряность, вахтовым методом? По матчасти, впрочем, вообще много вопросов. Скажем, я так и не поняла, в чем же сверхценность Пряности, что за нее все так бьются - говорится, что она обладает гериатрическими свойствами, но почему тогда фримены, которые употребляют ее много, стареют обычным порядком, а то и быстрее? Вроде бы Пряность используют еще навигаторы из Гильдии Космогации, но что конкретно они из себя представляют и какой эффект на них производит Пряность - внятно не описывается. Вообще эта Гильдия - самая таинственная организация в тексте. Но с учетом того, что про нее упоминается только от людей, к Гильдии непричастных, судить о ее деятельности сложно.
Куда интереснее - идеи Кинесов, отца и сына, по терраформированию Арракиса. По мне, если кто и герой в этой книге, так это Кинес-старший, первый планетолог, который дал себе труд попытаться разобраться, откуда возникает пряность, как она связана с песчаными червями и почему на планете, на которой нет нормальной растительности, все в порядке с кислородом. И выяснил, что вода на Арракисе все же есть, только неясно, где, но теоретически возможно эту воду вывести на поверхность, создать достаточно большие площади нормальной растительностью и вообще сделать эту планету пригодной для жизни. И начал многолетний труд по "продаже" этой идеи фрименам, просвещению фрименов и медленным, но постепенным изменениям - которые дадут плоды не сейчас, но лет через 200-300, но все же дадут. И эту работу продолжил его сын, Лиет-Кинес, которого мы встречаем в тексте. Почему подвиг Кинеса-старшего, совершенно судьбоносный для Арракиса, гораздо более судьбоносный, чем все локальные разборки навязанной галактической власти, остался почти неизвестным и уж тем более не удостоился заслуженной славы? Видимо, потому, что всегда именно так и бывает - лавры получают не те, кто действительно сделал что-то невероятное, а те, кто произвел больше всех шума. Кинес-старший не был избранным, не был могущественным аристократом, а просто тихо и кропотливо делал свое дело. В парадигме нашего времени такие люди, мне кажется, имеют больше шансов получить признание, но в парагидме мира Герберта - по сути своем феодальном - их, конечно же, не видно.
И тут мы подходим к другому интересному парадоксу, о который запинаются все авторы фантастики: никто почему-то не учитывает, что развитие общества в социальном плане, развитие его в плане научном и в плане торговом связаны между собой. Нет, все пытаются запихнуть графьев и баронов в космические корабли, даже не осознавая несуразность такого сочетания. И, разумеется, в обществе, где каждый приличный дворянский дом обладает собственным ядерным арсеналом как будут решать свои противоречия молодые наследники титулов? - Ну разумеется, мордобоем. Я имею в виду последнюю дуэль Пауля Атрейдеса и Харконнена. Это примерно как для того, чтобы решить спор между Apple и Samsung по поводу незаконного использования каких-нибудь патетнов главы компаний устраивали бы показательные конные бои - и все считали бы это нормальным и подобный исход спора - вполне законным.
Вся эта феодальная эстетика мне и самой симпатична, чего уж греха таить, но все же тяга к эстетике не должна входить в такое противоречие со здравым смыслом, а у Герберта в основной линии его сюжета этого много. Еще один раздражающий момент - такое впечатление, что книга написана по Марвелу, куда ни плюнь, так супергерои: сын - избранный, с детства обученный всяким смертоубийственным техникам, мама - тоже, да еще и с навыками гипнотизера, фримены - великие воины, которые на раз уделывают крутейших солдат Имератора. Главный злодей, как и положено, омерзительный внешне со своей пневмоподвеской, которая помогает ему носить огромную тушу. Окружают героев такие же особенные люди - супер-фехтовальщики, сверхумные ментаты, крутые музыканты и тд. Кажется, из всех из них только отец мальчика, герцог Лето, не обладает никакими явными сверхспособностями - но он быстро заканчивается. Из тех, кого мы видим в кадре, удерживается за счет своего разума и прилагаемых сил только Лиет, и именно он вызывает как раз и уважение, и симпатию. А к остальным ее сложно испытывать - они скорее функции в сюжете, чем живые люди.
Забавляет еще нагромождение попяченных откуда только можно было словечек, которым Герберт попытался придать некий таинственный смысл. В итоге читатель получает такой переваренный культурный винегрет, в котором латинское Bene Gesserit ("будет вести себя хорошо") сочетается с еврейским "Квисатц Хадерах" и исламским "джихадом".
Замечу также, что приложения читать во многом интереснее, чем сам текст.
Он скорее попытался показать культуру будущего, которую до сих пор видят именно как такой вот культурный винегрет, где исходники давным давно потерялись и точный их смысл утрачен (да это и сейчас наблюдается - далеко не каждый опознает, например, что Иван, Джон, Жан и Ганс имеют один первоисточник, причем еврейский). Основной язык империи "Дюны" - галакт - вообще смесь английского с русским, так как именно он был родным для первых космонавтов (собственно, поэтому в экранизации 1984 года местная мода - копирка с моды Российской империи 19-начала 20 века).
А то, что все вокруг великие - ну это особенность эпоса в принципе. Марвел тоже, де-факто, создает современный эпос с героями и богатырями. "Маленькие" люди и процессы ему неинтересны.
Хотя в "Дюне" очень доходчиво показали, как происходят войны за "переделы" (саму логику - уничтожение и переманивание специалистов, доведение отнимаемого источника дохода до полной непригодности) и как внедряются идеи в народные массы.
Ну и ещё меня терзает смутное сомнение, что "Дюна" зародилась как космо!АУ про Лоуренса Аравийского
Ну и ещё меня терзает смутное сомнение, что "Дюна" зародилась как космо!АУ про Лоуренса Аравийского
Или не вас одну (одного) или я где-то даже об этом читала.
Сама же "Дюна" вкупе с "Космической Одиссеей" Кубрика и фильмами про самураев подарила нам "Звездные войны".
Все верно. В продолжении "Дети Дюны" и сам главгерой разочаровывается в своих идеях, уходит в отшельники и начинает бороться со своим же культом, и его дети останавливают терраформирование (причем, сын превращается в гибрид Человека и Червя), воюя с его младшей сестрой (теткой), которая все же оказалась Мерзостью и подпала под власть духа своего деда Владимира Харконенна.
Это история о том, что и на елку взобраться, и не ободраться не получится. Хотя у человека действительно есть огромная власть над природой и способность ее изменять под то, как ему хочется. Только создавая комфортный ареал жизни для себя, мы легко можем разрушить жизнь других существ (даже если от них зависим).
Он скорее попытался показать культуру будущего, которую до сих пор видят именно как такой вот культурный винегрет, где исходники давным давно потерялись и точный их смысл утрачен
Вероятно, но тут есть один напрягающий меня момент: автор сознательно и в определенных комических целях пытался создать это винегрет (потому что такое смешение всегда комично) или ему просто не хватило чувства меры с одной стороны, а тщательности - с другой стороны, чтобы винегрета не делать?
А то, что все вокруг великие - ну это особенность эпоса в принципе.
Да, конечно. Хотя что-то в последнее время его вокруг особенно много (я имею в виду, в нашей современной культуре).
Rendomski,
Ну и ещё меня терзает смутное сомнение, что "Дюна" зародилась как космо!АУ про Лоуренса Аравийского
это даже как идея очень смешно))
Далиа,
терраформирование закончилось катастрофой, черви могут жить только в пустыне и они начали погибать в новом климате. А у них вся галактика держится на том, что спайс должен течь
То есть без спайса нет космических путешествий? А как тогда они добрались до планеты Арракис - ведь не там же зародилась вся цивилизация.
Arme,
Мне понравились не то чтобы афоризмы, а именно отдельные детали, детали быта прежде всего. Насчет сюжета - не поспоришь)) Родился избранный мальчик и освободил угнетаемый народ, мы тут на фантлабе обсуждали, что подобные христианские аллюзии в фантастическом романе не совсем приличны даже.
Детали быта - пожалуй, неплохи; но сами по себе они меня не очень впечатляют. Во всяком случае, мне кажется, что без этих афоризмов-"мозголомок" они были бы просто декорациями, не имеющими особого смысла.
что подобные христианские аллюзии в фантастическом романе не совсем приличны даже.
Потому что человек (человеческая цивилизация, наука, достижения) сами претендуют на место бога? Ил помещают на его роль законы природы и иные цивилизации, с которыми тот должен героически (или не очень) бороться?
Но "Дюна", как и "ЗВ" - это космооперы, т.е. не совсем фантастика, а скорее фентази (то есть все тот же эпос и миф) в антураже будущего.
спайс в навигации помогал, что-то с изменением сознания. Путь, который у старых кораблей занимал поколение с ним происходил мгновенным перемещением.
христианский культурный бэкграунд их с неизбежностью будет порождать. Аллюзии эти
Наверное, но лучше бы автору себя останавливать, когда он чувствует, что вплотную подходит к пересказу священной истории.
Гость,
Потому что человек (человеческая цивилизация, наука, достижения) сами претендуют на место бога?
Нет, потому что если на это всерьез посмотреть, то героический мальчик сравнения с Христом не выдерживает, и сама возможность такого сравнения говорит о некотором отсутствии уважения у автора - или о том, что он преувеличивает собственные достоинства как создателя мифов.
Далиа,
Путь, который у старых кораблей занимал поколение с ним происходил мгновенным перемещением.
Вот это странно тогда - сознание-то внутри человека, а перемещение - объективное движение в пространстве. По идее, не важно, как там меняется сознание.
Нет, потому что если на это всерьез посмотреть, то героический мальчик сравнения с Христом не выдерживает - ну, там куда больше исламских параллелей, так что, по идее, тут сравнения должны быть не с Христом, а с Мухаммедом. А во-вторых - не для каждого Христос фигура безусловного авторитета, с которой "никто не выдерживает сравнения".
там куда больше исламских параллелей, так что, по идее, тут сравнения должны быть не с Христом, а с Мухаммедом
Может быть, но я этой частью культуры не настолько владею, чтобы судить. Хотя идеи джихада - да, безусловно, все оттуда.
если исходить из рамок мифологического сознания, таки предшествовавшего сознанию религиозному, - космогонический сюжет неизбежно воспроизводится
но наше-то современное общество давно должно было оставить мифологическое сознание позади.
но наше-то современное общество давно должно было оставить мифологическое сознание позади.
Я сталкивалась с мнением - и склонна его разделять - что типы мышления/сознания никуда не исчезают, а лишь надстраиваются друг над другом. Причем критическое и научное мышление зачастую касается строго одной-двух сфер, с которыми человек непосредственно работает (хотя и тут может возникать масса стереотипов и мифов), а все остальное он склонен или принимать на веру или оперировать стереотипами и фрагментарной информацией. То есть мыслить бытовыми шаблонами, а то и прямыми мифами.
Так как мозг - не резиновый, время не бесконечно, и вообще так мы устроены. Мы все пытаемся структурировать, всему придать смысл: увидеть фигуры из облаков, рябь - в белом шуме, сенсорная же депривация легко приводит к появлению галлюцинаций (не получая сигналов извне для переработки, мозг начинает порождать их сам).
Сейчас люди буквально завалены информацией по уши. Информацией разрозненной, то есть не имеющей единой цели и смысла, что вызывает и стресс, и потребность ее структурировать. Хоть как-то. А миф - это как раз наиболее простая форма осмысления окружающего мира. Поэтому современный человек может быть ученым в своей сфере, адекватным в вопросах ведения быта и при этом нести полную ахинею на 99,99% прочих тем.
Может быть, но я этой частью культуры не настолько владею, чтобы судить. Хотя идеи джихада - да, безусловно, все оттуда. - равно как и генеральная идея образа мужчины - воина и пророка.
но наше-то современное общество давно должно было оставить мифологическое сознание позади. - боюсь, это нереальная задача. Просто потому что это основа человеческого восприятия мира. И какие знания в человека ни вкладывай - это восприятие не вытравишь. В общем, тут уже написали, да, что типы мышления/сознания никуда не исчезают, а лишь надстраиваются друг над другом. Даже с вполне справедливым, ИМХО, уточнением, что "критическое и научное мышление зачастую касается строго одной-двух сфер, с которыми человек непосредственно работает (хотя и тут может возникать масса стереотипов и мифов), а все остальное он склонен или принимать на веру или оперировать стереотипами и фрагментарной информацией. То есть мыслить бытовыми шаблонами, а то и прямыми мифами". Вся наша современность, все ее мифологемы нам это вполне конкретно подтверждают.
Sidnere,
Даже с вполне справедливым, ИМХО, уточнением, что "критическое и научное мышление зачастую касается строго одной-двух сфер, с которыми человек непосредственно работает (хотя и тут может возникать масса стереотипов и мифов), а все остальное он склонен или принимать на веру или оперировать стереотипами и фрагментарной информацией.
Пожалуй. Мне хотелось бы верить, конечно, что хоть по областям, входящим в программу средней школы, действует научное мышление, а не мифологическое - но существование людей, которые верят в астрологию, а также людей, которые употребляют слово "энергетика" не в смысле "топливно-энергетическая промышленность страны", это опровергает