Шпенглер & Инститорис
Читал одну книгу Пастуро про цвета - считай, читал все. Не в смысле, что они одинаковы по содержанию - они одинаковы по схеме, объему анализируемых материалов и подходах. В "Зеленом", точно так же, как в "Синем" и "Красном", Пастуро анализирует восприятие цвета европейцами начиная с Древней Греции и Рима и до наших дней. Он затрагивает историю красильного дела, гербы, одежду, символику цвета, в т.ч. религиозную и мистическую, говорит о некоторых знаменитых людях, которые этот цвет любили или ненавидели. Все в целом дает довольно внятную и складную картину того, как менялось воспринятие конкретного цвета с течением времени - и почему.
Зеленый, увы, не открыл ничего особенно нового - таких выводов, которых нельзя было бы сделать из общей образованности. В целом и так известно, что синий и зеленый для древних римлян - цвета северных варваров, и мода на них приходит постепенно с интеграцией культур. В Средневековье, особенно раннем, зеленый был непопулярен, и начал восстанавливаться в правах только с наступлением "галантного века", когда стал символом романтической любви. Далее, реформация опять отодвигает зеленый на задний план как слишком "фривольный" цвет, нежелательный в целом и недостаточно строгий для серьезной публики, которая должна носить только черное, коричневое и серое. Очередное восстановление зеленого - Просвещенческая тяга к природе, мода на растительные орнаменты, публичные парки и тд. К нашему веку именно это толкование стало наиболее распространенным: зеленый для нас равно природа и экология.
В целом это все очевидно, конечно, не в таких деталях, какие рассказывает Пастуро, но каких-то особо удивляющих фактов и выводов именно в этой книге я не увидела. На протяжении всей своей истории зеленый никогда не был самым популярным цветом, напротив, большую часть времени оставался наименее популярным из "базовых" цветов, и лишь к нашей эпохе стал вторым по "любимости" у европейцев.
Может быть, дело как раз в простоте всех коннотаций зеленого, которая и так очевидна: природа, свобода, весна и при этом - неагрессивность, "миролюбивость". Средневековые переписчики держали под рукой зеленые камни, чтобы, смотря на них, давать отдых уставшим глазам. Ну а для нас упоминание зеленого, возможно, слишком политизировано, чтобы любить его как "цвет вообще".

@темы: пастуро

Комментарии
20.05.2019 в 00:47

Дама, приятная во всех отношениях
Он в этой книге факты здорово подгоняет под философию. Я когда костюм делала по 15 веку, подробно искала информацию по зеленому цвету. Его на изображениях полным полно, а Пастуро пишет, что нет, цвет дьявола, красильщикам даже запрещали смешивать синий и желтый. Порылась - у английского короля четверть гардероба из зеленых тканей, в трактатах по крашению куча рецептов окраски в зеленый, в завещаниях и письмах полно зеленого, на картинах куча народу в зеленом. В общем, цвет как цвет, и в Пастуро я сильно разочаровалась ((
20.05.2019 в 08:25

Silence, exile, and cunning
kate-kapella, серьезно? Прямо разочарование, да.
20.05.2019 в 13:36

Дама, приятная во всех отношениях
Galadriel, совершенно серьезно. Он частности выдает за общепринятое, подгоняя под свою теорию. Где-то в конкретном городе был конфликт красильщиков, им запретили работать одновременно и с синим, и с желтым, а это подается как общий запрет на смешивание этих цветов. Религиозное опять же - может цвет действительно и был спорный, но например у Ван дер Вейдена на "Снятии с креста" пять человек из десяти одеты в разные оттенки зеленого. Святая Варвара у многих художников тоже обычно в зеленом. В общем, по Средневековью он явно передергивает.

21.05.2019 в 08:16

Silence, exile, and cunning
kate-kapella, интересно, спасибо))