Шпенглер & Инститорис
Я долго мучила этот роман, сначала слушала, потом читала, с перерывом - не меньше года. Сама удивляюсь, почему грызу этот кактус: ни первый, ни второй романы Тартт мне не понравились, но я почему-то наивно решила, что если третий все так хвалят, надо почитать его, даром что в нем 100500 страниц. Эпический труд переводчицы Завозовой, как говорил Ницше, тот случай, когда читатель получает больше удовольствия от своего усердия.
Нет, все еще не вижу ничего, за что Тартт так любят некоторые мои друзья. Говорят, что за стиль, но я не вижу там никакого особенного стиля, кроме тягомотного разжевывания совершенно не значимых для сюжета деталей. За стиль можно любить Набокова или, например, Хармса, что применительно к ним имеется в виду под "стилем" - это мне понятно, а у Тартт - нет. И что самое печальное, у нее за этими деталями и многословием не видно леса. Я не вижу персонажей живыми и за их дела не переживаю, несмотря на все супер-детальные описания, что они ели на завтрак. В противоположность тому же Франзену, например, - у него, по сути, тоже описание простых дел простых людей, довольно детальное, но почему-то Франзен производит на меня совершенно сокрушительное эмоциональное впечатление, и то, что твоится с его героями, вызывает живейший отклик, потому что все это бывает, я сама все эти эмоции в жизни и в отношениях испытывала, это настоящие люди. А с Тартт как-то ни разу не было подобного совпадения. Напротив, то у нее герои занимаются какой-то бессмысленной нудотой и это растягивается на сотни страниц, то внезапно без предупреждения это переходит в такой же страшный и бессмысленный треш, и хочется сказать, стоп, остановитесь и осознайте, что вы вообще твоите. "Щегол" в этом плане не более показателен, чем все остальные романы. Если брать ту же "Тайную историю", то вся история учебы и тусовки этой золотой молодежи идет по разделу "бессмысленная нудота", как в "Щегле" - часть, где герой, имя которого я уже успела забыть, живет со своим отцом и пьянствует с новообретенным дружком. В "Тайной истории" бессмысленный треш начинается с этой пародии на элевсинские мистерии, а в "Щегле" - с того момента, как герой приезжает в Нидерланды, уже в самом конце. Но если раздел "треш" хотя бы двигает сюжет, то к чему было тратить столько страниц на живописания того, как герой "Щегла" в очередной раз нажрался и вел себя неадекватно и как их жизнь в целом катилась под откос (но не докатилась по чистой случайности) - этого я не понимаю.
Другая проблема со "Щеглом" - я просто не верю. Не верю, что можно столько лет быть наркоманом и сохранить человеческий облик, да еще и стать супер-преуспевающим торговцем антиквариатом, который шикарно во всем разбирается и обводит полупрофессиональных клиентов вокруг носа - так долго и так удачно. Конечно, я ничего не понимаю в торговле антиквариатом, зато выросла в российской провинции в 90-е и наркоманов повидала на своем веку достаточно. Для меня это всегда признак стремительного и обычно необратимого падения на дно, какие там годы, уже через месяцы люди теряли человеческий облик, и по ним было сразу видно, кто перед тобой. Уж не знаю, может, у героя "Щегла" какие-то элитные слабенькие наркотики, пшик один без губительного воздействия на организм - но к чему тогда так живописать, когда и сколько он там напринимал на полкниги?
Композиционно тоже есть сомнения. Сначала автор нам поминутно буквально описывает, как в поздне-школьные годы герой бухал и блевал на ковер. Ну ок, с кем не бывало. И так - триста страниц. А потом - упс! - прошло восемь лет, я преуспевающий торговец антиквариатом. Да с чего бы? Почему мы должны тебе поверить, если ты, герой, продолжает вести себя, как старшеклассник, то есть, простите, бухать и блевать, и ничего больше? Тут что-то не то между тем показываемым довольно высоким социальным статусом и доходом и тем, что как герой по факту себя ведет, какое-то несовпадение - потому, что такое поведение просто не может привести к таким последствиям - либо автор замалчивает одну сторону его жизни, а показывае нам самую грязную. И дело даже не в том, что мне не нравится герой - дело в том, что происходящее с ним неинтересно. Пропащая душонка, искалеченная и сама этого не осознающая, живой труп, по-настоящему в жизни ценящий две не принадлежащие ему вещи: украденную невесть зачем картину и чужую девушку, и все это - издалека. А все остальное, что есть в его жизни, если задуматься - какая-то грязь и мрак, притом он сам ее такой сотворил. Нет, я не вижу катарсиса в возврате картины и восстановлении доброго имени торговой компании, который происходит в самом конце.
Да и все остальные герои, которые появляются на сцене, в общем, такие же (кроме Пиппы и Хоби). Тоже пропащие, несмотря на всю кажущуюся попытку "жить настоящей жизнью". От них веет чем-то затхлым, они не интересны ни как личности, ни как судьбы. Единственный персонаж, который вызывает симпатию и интерес в этом балагане - это Хоби, и удивительно вообще, что автор сохранила его таким, неиспорченным, что ли, на протяжении всего текста. "Цельный характер", как говорили русские литературные критики, верный себе от и до, и не потому, что это сознательные решения или принципы, а потому, что это действительно характер. Что до героя, то у него как раз характера нет, и в этом-то и проблема. Появление Хоби в любой сцене придает ей некоторую прелесть, потому что сразу знаешь: на него можно расчитывать, в том плане, что его действия пусть не всегда логичны, но последовательны. Но этот персонаж так и остался для меня единственным достоинством романа.
По итогам - мне эта книга не дала буквально ничего. От таких больших реалистичных романов ждешь, прежде всего, не интересного сюжета, а какого-то острого эмоционального отклика на отношения и события, чего-то в плане отношения людей некартонного, цепляющего и тонко подмеченного. У Франзена все это есть. У Флобера все это есть. А у Тартт - поддельные елочные игрушки, вроде и объем нагнала, и кучу персонажей с непростыми историями, и вымученную эту картину - но нет, никакого отклика. Бессмысленная жизнь бесхарактерного американского наркомана ничем меня не трогает, и не надо приплетать сюда тягу к искусству - в это все равно не верится.

@темы: тартт

Комментарии
26.01.2020 в 14:29

Очень похоже на мои страдания))) И я бы сказала так - Тарт ненавидит людей. И это видно в ее текстах.
А еще нет у нее никакого стиля, причем, даже Завозова увязла в этом словоблудии и начала после какого-то момента ляпать кучу ошибок. Или я просто слишком хорошо о ней думала, как о переводчике.
Так что все это комбо вызывает отторжение. Плюс ряд триггерных тем - наркота, игры, папаша-урод и все такое.
Она вещи любит намного больше людей, прямо-таки мещанское обожание. И это тоже ощущается.
Но вот несколько книг по антиквариату я себе скачала после этого. На это она меня вдохновила)))
26.01.2020 в 14:32

Не верю, что можно столько лет быть наркоманом и сохранить человеческий облик, да еще и стать супер-преуспевающим торговцем антиквариатом, который шикарно во всем разбирается и обводит полупрофессиональных клиентов вокруг носа - так долго и так удачно. +100500. Я просто видела в реале как меньше, чем за год начинался распад личности и интеллекта. Так что не верю. Хотя знаю, что многие из "успешных и ранних" реально сидят на куче всякой хрени. Впрочем, знаю, когда народ 35+ вдруг подсаживается, чтоб угнаться за молодняком. Но это тоже реально разрушает. Рано или поздно.
26.01.2020 в 21:48

~~~ as if in dream
Бессмысленная жизнь бесхарактерного американского наркомана ничем меня не трогает, и не надо приплетать сюда тягу к искусству - в это все равно не верится.
В точку мое впечатление от книги. И от чего все в восторге, я не понимаю.
28.01.2020 в 22:35

Silence, exile, and cunning
Royal Heart,
Я ошибок не заметила, но в оригинал не заглядывала и читала тоже не то чтобы супер-внимательно.
Плюс ряд триггерных тем - наркота, игры, папаша-урод и все такое.
Удивительным образом даже эти живые и болезненные темы изложены так, что вызывают не сильные эмоции, а скуку. Можно было бы одной фразой описать папашу-урода так, что читатели, которым близка эта тема, сразу бы ощутили все это дивное сочетание ненависти и беспомощности из своего детства. А тут так размазано, что уже не интересно.

Она вещи любит намного больше людей, прямо-таки мещанское обожание.
Да, это видно. Может, кому и нравится, но мне лично совершенно чуждо.

Royal Heart,
Вот и мне так кажется. Или это смешные клубные наркотики, не сильнее шампанского.

Аурелиано,
:friend:
28.01.2020 в 23:03

Или это смешные клубные наркотики, не сильнее шампанского. ну мне знающие люди говорили, что современные клубные наркотики ни разу не смешные, а даже еще более опасные, чем прежние. В том числе и тем, что мало внешних признаков, особенно в начале. Но эффект привыкания и разрушения сокрушительный.
29.01.2020 в 10:47

Silence, exile, and cunning
Royal Heart,
Тем более тогда все это странно в тексте.
29.01.2020 в 14:36

Galadriel, меня, откровенно говоря, такие моменты в текстах сильно настораживают. И периодически посещают прямо-таки конспирологические мысли- а может это специально для обеления такого образа жизни? Ну типа и ничего такого, подумаешь, закинулся, всегда можно завязать.
29.01.2020 в 16:20

Silence, exile, and cunning
Royal Heart,
Я всегда утешала себя мыслью, что это свидетельствует о полнейшей невинности автора в этом вопросе - до такой степени, что он даже близко себе не представляет, как это в реальности, даже если нагуглил все названия и дозы.
29.01.2020 в 18:19

Galadriel, учитывая круг ее общения, очень вряд ли. Там это дело цветет и пахнет.
29.01.2020 в 21:13

Silence, exile, and cunning
Royal Heart, тогда это прям странно...