Шпенглер & Инститорис
"Роман классический, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный..."

Это неимоверная нутода, дорогие мои. Я правда поражаюсь, как Гончаров, автор искроментой "Обыкновенной истории" и захватывающего "Фрегата "Паллада" (притом, что тот тоже очень большой) смог написать настолько скучный и пустой роман. И дело не только в том, что он невероятного размера. Удивительно, что при всем его размере в добрую "Войну и мир" в нем вообще ничего не происходит. Я не шучу. В романе нет ни одного мало-мальски значимого события, которое бы как-то повлияло на жизнь персонажей. Все только ходят и гундят, простите.
Поначалу я думала, что это роман про Райского. Вот он, бестолковый оболтус, сын своего века, наделенный Онегинским сплином, но начисто лишенный Онегинского очарования. Мужик за 30 ведет себя, как романтически настроенная школьница, которая везде видит либо любовь, либо попытки ее скрыть. Всю первую половину романа Райский достает всех окружающих, до кого дотянется, требованиями "открыть ему свое сердце". И категорически не хочет признавать, что люди могут просто заниматься своим делом. Нет, ему везде мерещатся романы, интриги, тайные страсти и пр. Мне в целом казалось, что это у людей с возрастом проходит, годам к 20, а у мужчин так и вовсе.
Вообще поведение Райского очень напоминает то место из статьи Ходасевича, забыла, какой именно, где он пишет, что в его поколении были свойственны "страсти" - и если уж не испытываешь настоящие эмоции, то изо всех сил делай вид, что испытываешь. Корчи страсти, как можешь, это модно. Райский и корчит. Окружающим смотреть на это слегка неловко. Первую часть Райский изводит свою кузину, ничего не добившись, уезжает в деревню. Что, думаете, это что-то изменит? Нет, после того, как читтатель героически преодолел 300 страниц про кузину, автор о ней забывает и больше к ней никогда не возвращается. Зачем была кузина, в итоге, неясно. Портрет неприспособленного ни к какому делу романтического лентяя можно было и меньшими средствами нарисовать.
Дальше герой приезжает в родную деревню, а там надо же - внезапно две дальние родственницы, молодые сестры. Ольга и Татьяна Марфа и Вера. Расклад между сестрами настолько пушкинский, что становится прям неловко. Тем более, что у сестры "Ольги" как раз есть такой же молодой и веселый жених из местных. И читатель начинает подозревать, что он это уже ел - но и эта линия тоже не заканчивается ничем между Райским и "сестрой Татьяной".
Роман вообще отличает некоторое количество сюжетных линий, которые автором намечены, но не приведены ни к какому интересному финалу, а просто брошены или отпущены болтаться как есть. Его правильнее было бы назвать не "Обрыв", а "Облом": только покажется на горизонте что-то более ли менее похожее на СОБЫТИЕ, автор тут же пугается - и ну 200 страниц живописать сельский быт, отношения дворни, творческие неудачи Райского (который от скуки пробует себя во всех искусствах, но от лени ничего не добивается). Так и проходит весь текст, скучно, размеренно, как благополучная сельская жизнь. Зачем все это было - бог весть. Притом, что у автора, как и в творчестве Райского, есть отдельные очень удачные моменты, касающиеся характеров и типажей - первые эпизоды препирательств Райского с бабушкой, например. У кого не было такой любящей бабушки-тиранки, тот и не жил, считай, это прекрасно. Полина Карповна смешная, но быстро надоедает и начинает напоминать уже Эллочку-людоедочку.
Но увы, это не искупает бескончно занудных длиннот, на протяжении которых персонажи "испытывают эмоции", а автор это старательно и очень многословно описывает. Притом, что испытывают эмоции они по таким ничтожным поводам, и растягивают свои внутренние (и не внутренние) монологи на такое бесконечное время, что только Большой взрыв может посоревноваться с Гончаровым в контексте происхождения великого из малого. Это был читательский подвиг смирения и больше никогда.

@темы: гончаров

Комментарии
01.02.2022 в 10:02

сэмми
вспомнила, как обожала этот роман в пятнадцать-шестнадцать лет,.читала раз пять, наверное, мне как раз эта бесконечная рутина и периодические всплески препирательств очень заходили :D особенно возмущение марка что он дескать сыну дьяка что ли про свободу а тот типа за девушками подглядывать :lol::lol: Гончаров вот такой легкий ненапряжный юмор офигенно писал :heart: Райский баклан конечно :D без вопросов
никакого романа не кончит, ни в жизни ни в книге (с)
12.02.2022 в 22:17

Silence, exile, and cunning
deirdra,
ничего себе)) мне тут еще в дыбре написали, что тоже любили этот роман в школьном возрасте. Уж не знаю, может, в возрасте дело, когда романтизм воспринимается нормально, и за ним не видно соплей и ненатуральности))

никакого романа не кончит, ни в жизни ни в книге (с)
да и автор, извините:laugh:
13.02.2022 в 00:54

сэмми
Galadriel, сопли и ненатуральность, не скажу за всех, только за себя, но и тогда прям отлично видны были, Райский дико бесил, но больше именно лулзы с него, сестрица Вера просто бесила, а в целом - какое-то умиление с легким оттенком афига типа "и так ведь люди жили, да" :D

у автора был Суперплан :D вероятно
мне нравилось эту огроменную кучу мармеладных страдашек читать, как будто адаптированный бразильский сериал смотришь :lol:
13.02.2022 в 12:07

Silence, exile, and cunning
deirdra,
мне нравилось эту огроменную кучу мармеладных страдашек читать, как будто адаптированный бразильский сериал смотришь
:lol: хорошо сказано)) такая "медленная литература"

какое-то умиление с легким оттенком афига типа "и так ведь люди жили, да"
Не верю я, что люди так жили где-то, кроме фантазий автора)