Шпенглер & Инститорис
Интересно, это такая примета авторского стиля, что в конце кто-нибудь обязательно тонет в Ангаре? Если в "Живи и помни" это было очень логичной и по-своему обязательной частью сюжета, то здесь все это "опытные люди неизвестно зачем поперлись в туман и потерялись" выглядит очень вымученно. Впрочем, это единственное событие, которое вообще есть за всю книгу, и то какое-то неуклюжее. А так - повесть по сути лишена сюжета, в ней ничего никуда не движется и не меняется. Автор сразу объявляет, что происходит, и дальше весь текст это детально описывает. История очень простая и вполне бытовая: под Иркутском строят ГЭС, так что часть деревень выше по реке уходит по затопление, в том числе деревня Матёра на острове. Разумеется, население переселяют, никто их не бросил, им дают другое жилье и тд. И разумеется, местные бабуси никуда не хотят переезжать и весь текст ноют на тему "останемся здесь, здесь наши могилы", будто не понимая, что их в действительности ждет, если они останутся.
Собственно, весь рассказ - о последних месяцах деревни и ее обитателях. Как часто бывает с подобными захудалыми деревнями, крепкие активные жители и без понуканий уезжают оттуда, а остаются старушки и всякие местные забулдыги и ненормальные. Разумеется, переезд, особенно с деревенским бытом - это куча проблем, учитывая, что многие необходимые в жизни вещи типа инвентаря не утащишь никак, и бросать жалко. Плюс все еще идет сельскохозяйственный сезон, и поскольку население живет именно сельским хозяйством, покосы и копку картошки никто не отменял. В целом "Прощание с Матёрой" - очень неторопливая повесть просто о жизни и быте этой деревни, в ней нет особо драмы (переезд, конечно, не всех радует, но не является какой-то невероятной трагедией). Распутин показывает местные характеры и местный быт, делает это с любовью и большим знанием, так что все персонажи встречают если не симпатию, то большое понимание. Распутин нескучно пишет о скучных, в общем-то, вещах вроде покоса и прочего сельского быта, неторопливого и страшно консервативного. В его исполнении даже старушки, которые, казалось бы, должны вызывать раздражение своим бессмысленным упрямством, кажутся довольно милыми. На самом деле, это неторопливое и расслабляющее чтение, у Распутина отличный слог, и это доставляет удовольствие даже в отсутствие сюжетного напряжения.
Собственно, весь рассказ - о последних месяцах деревни и ее обитателях. Как часто бывает с подобными захудалыми деревнями, крепкие активные жители и без понуканий уезжают оттуда, а остаются старушки и всякие местные забулдыги и ненормальные. Разумеется, переезд, особенно с деревенским бытом - это куча проблем, учитывая, что многие необходимые в жизни вещи типа инвентаря не утащишь никак, и бросать жалко. Плюс все еще идет сельскохозяйственный сезон, и поскольку население живет именно сельским хозяйством, покосы и копку картошки никто не отменял. В целом "Прощание с Матёрой" - очень неторопливая повесть просто о жизни и быте этой деревни, в ней нет особо драмы (переезд, конечно, не всех радует, но не является какой-то невероятной трагедией). Распутин показывает местные характеры и местный быт, делает это с любовью и большим знанием, так что все персонажи встречают если не симпатию, то большое понимание. Распутин нескучно пишет о скучных, в общем-то, вещах вроде покоса и прочего сельского быта, неторопливого и страшно консервативного. В его исполнении даже старушки, которые, казалось бы, должны вызывать раздражение своим бессмысленным упрямством, кажутся довольно милыми. На самом деле, это неторопливое и расслабляющее чтение, у Распутина отличный слог, и это доставляет удовольствие даже в отсутствие сюжетного напряжения.
Неудивительно, в 9 классе мне тоже было бы ужасно скучно, она не для детей. Лучше б "Живи и помни" проходили, там яркий сюжет хотя бы.
Да школьная программа у нас вообще дико построена с их хронологическим подходом и без учёта возраста ребенка, это самый лучший способ навсегда отбить желание читать у ребенка.
Ну у нас были хорошие учителя и нестандартная программа (мы увлекательно рисовали круг Ада Данте на доске), но некоторые решения, да, были оч сомнительные.
Я также с сомнением отношусь к заучиванию в маладших классах наших стихов, которые объяснять надо дольше, чем учить, т.к. для современного ребенка они ближе к заклинанию, чем к тексту)
(мы увлекательно рисовали круг Ада Данте на доске),
Ого какая круть! У нас зарубежки кажется вообще не было никогда никакой.
Про стихи - помню, мы учили стихотворения в прозе то ли Толстого, то ли кого. Мало того, что они ужасны, так еще и бессмысленно это)
Не, у нас была какая-то альтернативная гимназия, и у нас история, мхк и литература шли по одной эпохи, мы и баллады проходили, и Данте, и Вольтера, и "Дон Кихота", и "Гаргантюа и Пантагрюэль" (их я не прочитала, на русской литературе у нас, допустим, был суд над Печориным, поэтому было любопытно.
А сейчас да, бедный ребенок 10 лет до 10 вечера учил какую-то мутную небылицу-стишок, это ад, я, честно, вообще не знаю, зачем эта муть с на березе выросли розы, на осине - апельсины, пятистишья, трехстишья, двустишья и все в одном компоте. Я думала в моменте предложить тупо бросить