Шпенглер & Инститорис
Давайте поговорим о цели и предназначении искусства. В моем понимании, главная цель искусства - это нести красоту и раскрывать ее. В том числе: красоту малого, хрупкого, повседневного - wabi-sabi. И еще: красоту сильных эмоций, какими бы они ни были.

Теперь давайте поговорим о теме сумасшествия в литературе; или даже точнее - о повествованиях от лица сумасшедшего, потому что без хоть каких-нибудь сдвигов по фазе не обходится ни один мало-мальски приличный роман, но всякие идефиксы, навязчивые состояния, истерия - это несерьезно. Короче, Лужин со свое защитой не в кассу.

Классический пример из моих любимых авторов - "Шум и ярость". Мысли сумасшедшего, безупречно переданные в тексте. Мысли, как рябь волн под порывами ветра с разных сторон - столь же мелкие и хаотичные. Пусть кто-то только попробует сказать, что это не красиво - просто с точки зрения музыки текста. Разумеется, есть еще и содержание, два брата нормальные, третий дурак, совершенно сказочный сюжет и такая же сказочная мораль. Я считаю фолкнеровский вариант изображения настоящего сумасшествия самым удачным в литературе.

Другой вариант - сумасшествие в социуме. Все мы, граждане, в одном большом дурдоме, и самый опасный псих из нас - это лечащий врач, доктор лектер/смит, в общем, неважно. Маленькая такая, локальная картина мира, вырваться из искусственных рамок которого - очень тяжело, но все-таки можно. Сейчас мне почему-то кажется, что у "Полета над гнездом кукушки" и "Матрицы" довольно много общего в плане именно главной идеи. Основная мысль вполне понятна и само состояние, настроение романа, и побег из него - вызывают потрясающие впечатления. Катарсис в лучшем виде, я в свое время была в шоке, когда дочитывала.



Теперь Бэнкс. Основное впечатление, которое возникло у меня на второй странице и оставалось до предпоследней, - это чувство брезгливости и отвращения. Знаете, такой обычной житейской брезгливости, которую испытываешь, если мусор случайно рассыпается на пол и приходится его собирать, или когда моешь унитаз, или убиваешь тараканов. После каждого абзаца этой книжки хочется пойти и хорошо помыть руки.

Нет, я ничего не имею против эмоций. Наоборот, сильные эмоции, как я уже говорила выше - вполне достойная цель для литературы. Но *не такого плана*. Кого автор хотел поразить и удивить нелицеприятными подробностями? Явно не людей, которые смотрят новости в нашей стране: вот зверски замучили очередного солдата, вот детдомовских детей продают на органы за границы, вот (каждый день, утром на работу, вечером с работы, на одних и тех же станциях метро, как по часам) - бесконечные инвалиды-попрошайки. Возможно, для более избалованного жизнью западного читателя откровения Бэнкса и были бы шоком - но у русских, думаю, способны вызвать только вот такую усталую брезгливость. Жареные собаки, младенцы со съеденным мухами мозгом, гениталии в банке - боже мой, какая дешевка.

Вот, собственно, основное впечатление от текста. Зачем оно писалось и что хотел донести автор - мне лично непонятно. В этой грязи, "говнолитературе", как выражается Lita R., невозможно найти ни красоты, ни смысла. Только лишний раз убедиться, что *и так бывает* - а то мы не знали.

И - финальный аккорд - ахнутг, спойлер! На этом месте меня разобрал такой истерический смех, что я слегка напугала тетку рядом на эскалаторе. С некоторой натяжкой, пожалуй, готова согласиться, что это единственный стоящий момент за всю книгу: автор пошутил, по-черному, но все равно удачно. Пошутил над собой, но в первую очередь над читателями. Именно с таким финтом ушами книга приобретает смысл - именно за счет того, что чаша жуткого и невероятного наконец переполняется. Гротеск окончательно победил. И теперь уже нельзя быть уверенными, что все предыдущее повествование - правда, а не какие-нибудь наркотические фантазии их папеньки. Эффект отвращения полностью "снимается", читателю остается только с ухмылкой покачать головой: О как! У меня одной осталось такое впечатление, интересно?



Да, кстати. Великолепный-безупречный перевод, Гузману - решпект.

@темы: бэнкс

Комментарии
24.05.2007 в 16:55

Merricat, said Connie, would you like to go to sleep? down in the boneyard ten feet deep!
бэнкс вторичен))

из четырех прочитанных мной книжек очень явные аллюзии совершенно четко просчитываются.

по-моему, это даже особо не скрывается)



"осиная фабрика" - "жестяной барабан" Гюнтера Грасса. тему, если очень условно, недоразвитых детей.

второй гораздо тяжелее и отвратительнее; но как книжка на несколько порядков лучше. без дешевки - про нее у бэнкса согласна, меткое замечание.



есть такой уже наверное род литературы - бэнкс, джонатан кэррол, навскидку не помню еще, но не самый маленький ряд. оно очень неплохо, да. но вызывает удивление. вопрос "зачем?". уже было, и было лучше. профанация, короче

)))

24.05.2007 в 17:47

Silence, exile, and cunning
Чарли

Ну да, пожалуй, согласна, Грасс отличается от Бэнкса так же, как классическая живопись от детских каракулей. Но, мне кажется, это даже не повод для сравнения, потому что Грасс - больше. "Барабан" - это еще и история семьи, и история страны, и города Данцига, и много чего. Не говоря уж про качество текста. Не то чтобы я сильно любила конкретный роман, но что он стоит на голову выше - это понятно.



Вот по Кэрролу - не знаю, не знаю. Он тоже кажется вторичным, пожалуй, хотя я сходу не могу сообразить, *по отношению к чему*. Бессмысленным - пожалуй)
24.05.2007 в 18:10

Merricat, said Connie, would you like to go to sleep? down in the boneyard ten feet deep!
Galadriel

так действие на уменьшение, да, я об этом. макро.



после Кэррола все время кажется, что упустил что-то важное.

после одного рассказа осталась спокойна, "грусть деталей", больше читать не хочется)
24.05.2007 в 21:42

Шпенглер & Инститорис
Чарли

я у Кэррола читала, помнится, только Страну... мнээ.. Волшебную страну? Страну чего-то, про детского писателя. Осталось странное ощущение, что автор сам не понял, в каком стиле он хотел написать текст.
25.05.2007 в 03:47

Merricat, said Connie, would you like to go to sleep? down in the boneyard ten feet deep!
Galadriel

страна смеха.

я другое читала. один из циклов цепляет. "кости луны", вроде более ранние - бессмысленно и ужасно много ляпов.
25.05.2007 в 09:31

Шпенглер & Инститорис
Чарли

мне просто ничего больше не попадалось как-то, а Страна смеха была куплена чисто наугад.