Шпенглер & Инститорис
Прочтение этой книжки - результат очень глупой и обидной ошибки. Нет, я хотела ее прочитать и специально заказывала с Озона. Но именно в тот момент хотелось чего-нибудь легкого и позитивного (специально взяла у подруги ван Зайчика). И в 7 утра, собираясь на работу не приходя в сознание, протянула руку и хапнула с полки не ту книгу - обложки похожи. Обнаружила, только открыв ее в метро.

Самый позитивный факт в биографии Геббельса - то, что Геббельс умер. Но посколько это, натурально, биография, до этой радостной вести придется читать 500 страниц про то, как он жил. Это неприятно и немного страшно, господа.
Геббельс был, безусловно, очень умен и очень талантлив. Очень трудолюбив и, по сути, бессеребренник (во всяком случае, в отличие от большинства своих коллег, занимавших столь же высокие позиции в нацистской верхушке). Можно даже сказать, что на общем фоне он производил бы благоприятное впечатление, но...
У этого человека не было совершенно ничего святого. В смысле, вообще. Автор не говорит об этом прямым текстом, но из банального описания событий можно сделать только такой вывод. Он всю жизнь играл, как в театре, стремился казаться, а не быть, *произвести впечатление*. Ни к чему не относится всерьез. Именно поэтому слова, произносимые им со сцены, давали такой ошеломляющий эффект - это были прекрасно отрепетированные театральные монологи. Именно поэтому он больше придумывал факты, чем создавал их.
Забавный, но реальный факт: постоянно фабриующиеся новости, в частности, известные радиопередачи Геббельса про партизанские отряды детей, вервольф. Они не столько были призваны исказить реальность, а создать ее.

Именно этим мир Геббельса и отличается от мира всех остальных пиарщиков и пропагандистов. Ему с его министерством, название котрого противоречит самому себе (в смысле, "просвещения и пропаганды"), удалось создать их слов совершенно адекватную нацисткую реальность - под нужды правящих кругов. Воздействуя на население всеми возможными средствами, они вплотную подошли к идее Матрицы - не хватило только технических навыков :alles:
В процессе чтения я поражалась, насколько пропаганда Геббельса и в методах, и в результатах напоминала советскую пропаганду того же и позднего периода. Притом, что о каких-либо заимствованиях вряд ли может идти речь. Но методы тотального оболванивания, контроля за всем источниками информации, разжигания подозрений, создания "врага" и "героя" - все это прошли, увы, и мы.

Судя по авторскому тексту, законный приход нацистов к власти - в достаточно большой степени заслуга именно Геббельса. Потому что работать на партию он начал чуть ли не в 1920, и раз за разом наци получали больше и больше голосов на выборах. Именно Геббельс проводил компанию за компанией, лихо управляя общественным мнением и "ожиданиями потребителя". И провел в итоге совершенно колоссальную работу - сделал из завалящей партии отморозков первых лиц в стране, которым Президент добровольно передал полномочия. Да, использовал грубую силу, но буквально по мелочам. А в основном - жег глаголом, и именно поэтому так страшен. Произносил речи, приводящие толпы в такой же экстаз, как от Гитлера - но ему доверяли даже больше, потому что помимо напускных эмоций у него были рациональные аргументы.

Пожалуй, ни с кем из нацистской верхушки Гитлеру не повезло так, как с Геббельсом. Потому что он действительно оказался невероятно полезен и был рядом до самого конца. Конец, кстати, жуткий, и еще раз доказывающий, что у него нет ничего святого. Геббельс оставался с Гитлером до последнего, когда русские уже вошли в Берлин. В том же бункере, где тесной компанией - Гитлер, Геббельс, Борман и иже с ними - они решили дружно покончить жизнь самоубийством. В то самое время, когда большинство тех, кто были с Гитлером раньше, уже разбежались кто куда.
А потом Гитлер с Евой Браун действительно покончили с собой. Их трупы сожгли. И оказалось, что никто из оставшихся, в общем-то не собирается выполять свое решение свести счеты с жизнью, а наоборот, народ спешно собирает манатки и валит кто куда. Все до последнего были уверены, что Геббельс уедет тоже, Красная Армия уже дралась на улицах Берлина, было 2 мая. Но все же можно, можно было попробовать в суматохе прорваться, приходил глава немецкого Красного креста, предлагал забрать с собой детей, его бы пропустили.
Но Геббельс уже принял решение уйти со сцены *красиво*. Наиболее эффектно, дабы произвести впечатление на грядущие поколения тоже. Жизнь в бегах, безвестности и, возможно, тюрьма, как-то не тешили его самолюбие. Его шестеро детей, старшей дочке из которых было 12 лет, получили яд, а они с женой Магдой покончили жизнь самоубийством.
В принципе, все можно простить и понять - годы лжи народу, удары ниже пояса и плевки в адрес противников, откровенно грязные методы. Но, имхо, человек, способный ради "исторического эффекта" умертвить своих маленьких детей, - это страшно просто потому, что любые нарушения психики страшны до жути. Потому что речь идет о сбившихся биологических инстинктах, которые должны быть у каждого человека. Поэтому, а также потому, что его воздействие и принесенный им вред (в отличие от военных) нельзя описать и измерить - в данном случае неприменимы никакие общечеловеческие нормы.
Как бы, интересно, стали судить Геббельса на Нюрнбергском процессе? Неужто только за клевету? Притом, что это его рука двигала всю страшую махину нацистской истерии, разжигала ненависть к евреям, русским, полякам, англичанам, немцам, наконец. В итоге получается, что выбранный им выход был наиболее верным.

@темы: WWII

Комментарии
16.11.2007 в 19:23

Захватывает ситуативное могущество человека, оказавшегося в нужном месте в нужное время и сумевшего приложить максимум сил (фактически всю свою жизнь) к тому, что у него лучше всего получалось. Не было ничего святого, точно, но, блин, умер за фантазию, которую сам создал, чтобы соответствовать. Нероновское: "Какой актер погибает!" - надо бы к нему.
18.11.2007 в 00:05

Silence, exile, and cunning
virago
ППКС, конечно. Но когда люди живут в подобных фантазиях и подчиняют им все - страшно само по себе, потому что не нормально. А вот когда они становятся сильными мира сего и начинают воплощать их на практике - тем более лучше отойти подальше.

Хотя игра была весьма неплоха, соглашусь))
18.11.2007 в 08:40

Galadriel

Ох, а представьте, что их фантазия Вам нравится. Захочется ли отойти? Или с пылом будем подгонять мир под фантазию? Сложная штука :mosk:
18.11.2007 в 12:43

Silence, exile, and cunning
virago
мне кажется, такой фанатизм должен пугать во всех случаях. Другое дело, что видят его только очень немногие близкие люди обычно, а большинство народа и не подозревает, с кем имеет дело.
18.11.2007 в 15:36

Роняйте лед, плесните яд на свежие мозги. Я знал, что все не так. Я сам себе не верил…
 Galadriel, а можно вопрос. Это ведь не первый пост про (даже не знаю, как сказать) участника ВОВ. А почему интересует именно этот период истории?

Предыстория вопроса: я тут затеяла читать книжечку про скинов, но у них понятно почему интерес ко Второй мировой войне, а что интересует просто человека (не историка и не ветерана). Почему, например, не война 1812 года?

19.11.2007 в 10:33

Silence, exile, and cunning
Mooa
историка :tease4: Недоучившегося, правда.
Собсно, все началось с романа Владимова (рецензия где-то тут тоже валяется) - это художественный роман, посвященный как раз этому периоду. Хотелось как-то сопоставить художественную часть с историческим фактажем, а именно в этом периоде у меня огромные пробелы в образовании - потому, что всю историческую жизнь занималась исключительно Рюриковичами)). В школе худо-бедно рассказывали про ход именно ВОВ (а не второй мировой в целом) - но и то именно с точки зрения истории России. Так что про третий рейх как таковой я знала, в общем, очень мало. Вот и пытаюсь восполнить.
19.11.2007 в 15:11

Роняйте лед, плесните яд на свежие мозги. Я знал, что все не так. Я сам себе не верил…
Да, серьезный подход к вопросу. :hlop:
19.11.2007 в 17:28

Silence, exile, and cunning
Mooa
я как-то сама от себя не ожидала интереса к этому периоду, в общем))
25.12.2007 в 05:21

влюбленный кролик
Я, кстати, не согласна с тобой по многим пунктам восприятия.
Но безумно лень перечислять все эти пункты письменно.
Надо будет не забыть и поднять эту тему при встречи. =)
25.12.2007 в 10:07

Silence, exile, and cunning
Nataliny
хех, ну ладно, при встрече так при встрече)) Главное застать тот момент, когда мы будем еще трезвы ;)
25.12.2007 в 14:45

влюбленный кролик
Galadriel
Точно-точно)))
*в ужасе* Ночью я жутко криво набираю - несколько ошибок в строчке. Кошмар! Правильно, что не стала писать пункты, по которым не согласна)))