Шпенглер & Инститорис
Я очень долго собиралась с мыслями, потому что впечатление слишком сильное, и до сих пор я не уверена, что смогу полностью передать свои чувства.
Сразу по прочтении возникает ощущение, что у тебя умер близкий человек. И это жутко, потому что совершенно непонятно, а как дальше жить без него. Я подозреваю, что этот эффект был задуман только в отношении реальных знакомцев героя, других персонажей, и Улицкая совсем не хотела передавать эту боль читателям - но так уж вышло.
В целом - несмотря на всю высоту - книга вполне похожа на то, что обычно пишет Улицкая. Обычная история людей, в чем-то милых, в чем-то жестоких и глупых, я уже говорила, как рождаются, женятся и умирают - если вкратце. Все было бы так вот просто, если бы не одно но - главный герой. Персонаж, уровня которого у Улицкой больше нет (а вы заметили, кстати, что героев в прямом смысле этого слова у нее действительно больше нет?) И этот персонаж потрясает и выворачивает душу наизнанку.
Я четыре дня по прочтении не могла усидеть на месте и мучалась в Испании без интернета, а как только приехала домой, кинулась к ноуту и лихорадочно набрала в гугле "Освальд Руфайзен". Кстати, хочу дать пару ссылок - вдруг найдутся где-нибудь такие же безумные фанатики, которым книга тоже не дает покоя: мнения судей по делу Руфайзена о репатриации и маленький фильм-интервью.
Не знаю, нужно ли повторять то, что и так уже сотни раз написано по всему интернету: Освальд Руфайзен, реальная историческая личность -еврей из Польши, во время второй мировой войны спасавший евреев, а потом ставший католическим священником и вторую половину жизни проживший в этом качестве в Израиле. Прообраз героя книги, Даниэля Штайна. Биография сама по себе замечательная, но дело, как верно говорит Улицкая, вовсе даже не в биографии как таковой. Улицкая говорит: вот, я встретила человека, который жил в присутствии Бога, настолько явном и ощутимом, что оно оставляло неизгладимый след в чужих душах тоже.
Благодаря таланту и огромной работе автора оно чувствуется в книге. Причем вызываемое текстом ощущение практически невозможно передать словами, точнее, невозможно найти цитату и сказать: вот, вот здесь так сказано о Боге, о человеке, о доброте и самопожертвовании, что это переворачивает душу. Нет, написаны простые слова про мытье посуды, воспитание детей, бюрократическую хрень. И почему в итоге перехватывает дыхание и щемит сердце - я даже не знаю)
А еще - не знаю, бывает ли у вас такое? - посреди очень прекрасной книге у меня часто возникает ощущение, что я не могу дальше читать. И хочется закрыть книгу и посидеть тихонько, потому что это слишком *переполняет*, и почти страшно, физически невозможно читать быстро и подряд, надо остановиться и немного - не знаю, привыкнуть, отойти. Вот, "Даниэль Штайн" - это такая книжка, написанная на совершенно невероятной высоте. Безусловно, лучшее у Улицкой и, пожалуй, самое сильное, что я читала за последнее время. Старая, избитая тема, на самом деле, вторая мировая, холокост, соотношение религии и веры. Но дело как раз в том, что и эти темы не являются основными, это всего лишь фон для развития действительно главной - человеческой жизни. По прочтении не возникает ни малейших сомнений в том, что же является мерой всех вещей - не просто человек, а *каждый* человек. И Даниэлю Штайну знакомый ему с юности папа римский и пара случайно встреченных подростков-автостопщиков важны одинаково - вот в чем смысл и суть всей книги.
Можно считать это присутствием Бога. Я лично, как убежденный агностик, не верю особо в Бога, но верю зато в человека, и как книга, так и биогарфия реального героя меня в этой вере только укрепляют. А оправдывать из скромности свою и чужую святость можно как угодно, конечно))
Ну вот, чувствую, что я ничего не объяснила, потому что у меня действительно не хватает слов, чтобы передать свои ощущения, и когда я начинаю говорить, то перехватывает горло.
Сразу по прочтении возникает ощущение, что у тебя умер близкий человек. И это жутко, потому что совершенно непонятно, а как дальше жить без него. Я подозреваю, что этот эффект был задуман только в отношении реальных знакомцев героя, других персонажей, и Улицкая совсем не хотела передавать эту боль читателям - но так уж вышло.
В целом - несмотря на всю высоту - книга вполне похожа на то, что обычно пишет Улицкая. Обычная история людей, в чем-то милых, в чем-то жестоких и глупых, я уже говорила, как рождаются, женятся и умирают - если вкратце. Все было бы так вот просто, если бы не одно но - главный герой. Персонаж, уровня которого у Улицкой больше нет (а вы заметили, кстати, что героев в прямом смысле этого слова у нее действительно больше нет?) И этот персонаж потрясает и выворачивает душу наизнанку.
Я четыре дня по прочтении не могла усидеть на месте и мучалась в Испании без интернета, а как только приехала домой, кинулась к ноуту и лихорадочно набрала в гугле "Освальд Руфайзен". Кстати, хочу дать пару ссылок - вдруг найдутся где-нибудь такие же безумные фанатики, которым книга тоже не дает покоя: мнения судей по делу Руфайзена о репатриации и маленький фильм-интервью.
Не знаю, нужно ли повторять то, что и так уже сотни раз написано по всему интернету: Освальд Руфайзен, реальная историческая личность -еврей из Польши, во время второй мировой войны спасавший евреев, а потом ставший католическим священником и вторую половину жизни проживший в этом качестве в Израиле. Прообраз героя книги, Даниэля Штайна. Биография сама по себе замечательная, но дело, как верно говорит Улицкая, вовсе даже не в биографии как таковой. Улицкая говорит: вот, я встретила человека, который жил в присутствии Бога, настолько явном и ощутимом, что оно оставляло неизгладимый след в чужих душах тоже.
Благодаря таланту и огромной работе автора оно чувствуется в книге. Причем вызываемое текстом ощущение практически невозможно передать словами, точнее, невозможно найти цитату и сказать: вот, вот здесь так сказано о Боге, о человеке, о доброте и самопожертвовании, что это переворачивает душу. Нет, написаны простые слова про мытье посуды, воспитание детей, бюрократическую хрень. И почему в итоге перехватывает дыхание и щемит сердце - я даже не знаю)
А еще - не знаю, бывает ли у вас такое? - посреди очень прекрасной книге у меня часто возникает ощущение, что я не могу дальше читать. И хочется закрыть книгу и посидеть тихонько, потому что это слишком *переполняет*, и почти страшно, физически невозможно читать быстро и подряд, надо остановиться и немного - не знаю, привыкнуть, отойти. Вот, "Даниэль Штайн" - это такая книжка, написанная на совершенно невероятной высоте. Безусловно, лучшее у Улицкой и, пожалуй, самое сильное, что я читала за последнее время. Старая, избитая тема, на самом деле, вторая мировая, холокост, соотношение религии и веры. Но дело как раз в том, что и эти темы не являются основными, это всего лишь фон для развития действительно главной - человеческой жизни. По прочтении не возникает ни малейших сомнений в том, что же является мерой всех вещей - не просто человек, а *каждый* человек. И Даниэлю Штайну знакомый ему с юности папа римский и пара случайно встреченных подростков-автостопщиков важны одинаково - вот в чем смысл и суть всей книги.
Можно считать это присутствием Бога. Я лично, как убежденный агностик, не верю особо в Бога, но верю зато в человека, и как книга, так и биогарфия реального героя меня в этой вере только укрепляют. А оправдывать из скромности свою и чужую святость можно как угодно, конечно))
Ну вот, чувствую, что я ничего не объяснила, потому что у меня действительно не хватает слов, чтобы передать свои ощущения, и когда я начинаю говорить, то перехватывает горло.
Я жутко по вам соскучилась, потому что больше на подобные темы вроде как и не с кем... ))))
ну так действительно хорошая книга. Это редко бывает, чтоб добро было очевидное, без нравоучения и пафоса, без осуждения других. Я это, кстати, для себя называю "признак Бога" - обращать зло в добро. Не просто излечивать страдание, к примеру, а именно вот чем-то принципиально иным заполнять то пустое место, которо после зла остается.
И в этой книге Улицкой удалось это передать.
насчет заполнения пустых мест - еще ведь для каждого свое добро надо найти. Меня очень поразила эта история с Ефимом-Терезой, я бы так не смогла отнестись, пожалуй, я бы никогда не сказала этим людям - идите заводите детей и не майтесь дурью)
насчет заполнения пустых мест - еще ведь для каждого свое добро надо найти.
угу. Я это и воспринимаю, как чудо. Не просто ткнуть пальцем в источник дерьма и сообщить, что "вы скопом способствуете увеличению фигни", и не просто заделать, как сантехник, вот эту дыру, из которой дерьмо хлещет, или - помочь отмыться тем, кто выбрался. А маленькое волшебство: хлоп - и из пустоты возникает что-то стоящее. При том, не только взял свое добро и с другими поделился, нет, каким-то образом произвел добро в них самих, машинка запущена, и они теперь его сами делают. Хотя бы некоторое время
Видала такое в жизни, как-то. Дух захватывает.
Кстати, это нечто, чего очень часто не хватает теперь в книгах, даже в сазочных, и тем более в сказочных, у добра и света при все внешнем волшебстве и этике. И от того остается ощущение каких-то сумерек и подлога, воды, не утоляющей жажду.
ощущение каких-то сумерек и подлога
Согласна, так и есть. Ощущение, что "не все так просто", и нет правых и виноватых, а есть только свои и чужие, и точка зрения зависит от позиции.
машинка запущена, и они теперь его сами делают. Хотя бы некоторое время
Мне кажется, краеугольным камнем тут является терпимость. Умение встать на чужую точку зрения и посмотреть со стороны ближнего, а не судить по себе, своему опыту и своим ценностям. Это мало кому удается потому, что для большинства единственно верный вариант - их собственный и только.
На главного героя, честно сказать, не такое сильное внимание обратила, он хоть и писался с живого человека, но для меня он только литературный персонаж.
а меня главный герой задел именно потому, что он очень сильно отличается от всех остальных героев Улицкой - как в этой книге, так и вообще.