Шпенглер & Инститорис
Забавно, романы Эко нравится мне через один. Захватывающий "Имя Розы" - и "Остров", над которым я чуть не умерла со скуки. Остоумный, насмешливый "Баудолино" - и вот "Пламя" (с отношением к "Маятнику" я так и не определилась).
Нет, не скажу, что "Пламя" - это плохо. Эко для этого слишком умен и эрудирован все-таки. Но, увы, "Пламя" - это никак. История пожилого человека, торговца редкими книгами, которого на старости лет хватает инсульт, в результате чего он полностью утрачивает личную память. То есть "общие знания" остаются, а знание собственной биографии - нет. И вместо того, чтобы с облегчением начать новую жизнь, герой берется восстанавливать утраченное. Что будет делать букинист при этом - естественно, рыться в старых книгах, гыгы)) А еще в журналах и детских тетрадках.
Знаете, такой герой близок мне, как никто. Пожалуй, случись со мной подобное, я бы тоже начала с печатной и рукописной части жизни, полагая ее главнейшей и наиболее ценной. Не то чтобы это было правда так, просто это особенности личности. Но с другой стороны, разве любовь к чтению обусловлена генетически, а не вырабатывается за счет воспитания и привычки? Я склоняюсь ко второму варианту, в целом. То есть если бы определенная область в мозгу героя действительно умерла, вместе с воспоминаниями он утратил бы саму личность, включая и любовь к чтению.
И вот, практически весь роман герой сидит на чердаке и разбирает печатную продукцию периода своего детства и отрочества. На этом действие заканчивается. Я не шучу. Герой сидит на чердаке. Читает. Пытается что-то воссоздать. Все.
Надеюсь, вы уже понимаете, к чему я клоню. По поводу художественной ценности - она под большим вопросом. Потому что уже в начале, по течению и плавности романа понимаешь, что другого действия, интриги и сюжета не будет.
С другой стороны, нехороший Эко давит на болевые точки очень ловко. Скажите, вы любите перебирать свои детские книги, тетради, всякую прочую мелочевку типа самодельных открыток периода начала 90-х, докладов на конференции школьников, записочек, которыми вы обменивались на уроках во втором классе и тд? Я лично - обожаю) И мне это важно, и интересно. Точно так же, как я с огромной любовью и ностальгией перечитываю старые дневники, перебираю всякие "ценные" вещи. Помните, были такие большие красивые альбомы для наклеек? Барби, Том и Джерри, у меня лично был Алладин. От лицейских времен тоже осталась куча бумаг, курсовая про стихи Карамзина и целая тетрадь черновиков и заметок к ней. Из более раннего - у меня была целая коробка вкладышей от жвачки (как и у всех детей на стыке 80х-90х, думаю). К чему я все это говорю - мне тоже есть что вспомнить. Из области сопутствующего масскульта в том числе. Другое дело, что все эти вещи и воспоминания имеют ценность только для одного человека, и ни для кого больше.
Кроме того, реалии Эко - совсем не такие, как у нас. Ничего общего, практически ни одного пересечения помимо тех самых "общих знаний". Остается ощущение, что читаешь что-то совершенно чужое и чуждое. Возможно, у пожилых итальянцев и вообще европейцев "Пламя" и вызывает ощущение тепла и "вот оно, точно, я тоже это помню". У меня - нет, дело и в эпохе, и в культуре.
В целом от книги остается впечатление, что автор пытается за твой счет сделать что-то сугубо личное. Воссоздать, понастальгировать и тд. Что это написано для себя, а не для читателя - и это настолько очевидно, что кажется мне немного невежливым. Не то чтобы можно было говорить о зря потраченном времени - я вообще книгоглот, а написано легко и приятно, отлично переведнено. Но по итогам - ни уму, ни сердцу, неоправданные ожидания, ощущение какого-то непонятного обмана, "и это все?"

+ рецензия на "Баудолино"

@темы: эко

Комментарии
25.11.2008 в 10:54

Разные аспекты крылатости...
разве любовь к чтению обусловлена генетически, а не вырабатывается за счет воспитания и привычки? - мне кажется генетически, я сужу по себе. Мои родители читали мало книг, и не внушали мне, что их надо читать, скорее боролись с этим.
Книгу не читала, но люблю "Имя розы". :)
25.11.2008 в 10:57

Silence, exile, and cunning
marusa777
Мои родители читали мало книг, и не внушали мне, что их надо читать, скорее боролись с этим.
Но если генетически, то и вы вслед за ними должны не любить читать)) А если благоприобретенно - то вашу любовь к чтению можно объяснить в том числе детским протестом, желанием отличаться от родителей.

люблю "Имя розы".
:friend: По здравому размышлению, я считаю это самым лучшим романом)
25.11.2008 в 11:01

Разные аспекты крылатости...
Galadriel, возможно, но воспитание тут ни при чем. ;)
26.11.2008 в 12:02

всем кроликам по капусте
я сознательно не читала "Остров", потому что знала, что для того, чтобы его реально оценить, нужно быть в курсе огромного пласта средневековой литературы, которую я, конечно же, не. а "Маятник", по-моему, нереально клевый! не знаю, чего там не определиться. охрененная пародия на жанр, отличные бытовые зарисовки. как Браун после этого осмелился что-то свое написать, ума не приложу -)
26.11.2008 в 12:58

Silence, exile, and cunning
Allie Mc
насчет средневековой литературы - хи, возможно, в ней все и дело. Классические средневековые романы тоже отличаются безумным занудством, имхо))
Маятник клевый, но для меня он слишком-слишком. Глаза разбегаются, и за всем не уследишь, к концу я уже забыла, что там было в начале.

как Браун после этого осмелился что-то свое написать, ума не приложу
Точно так же, как Коэльо после всей классической философии. Сомневаюсь, чтобы Браун читал Эко, в общем. Потому что слишком уж очевидна разница, надо либо быть непроходимым тупицей, либо совести не иметь.
27.11.2008 в 15:11

всем кроликам по капусте
Galadriel, а мне как раз показалось, что Маятник очень цельный. надо перечитать, во.
05.12.2008 в 09:51

Silence, exile, and cunning
Allie Mc
Да? Ну, может, мне просто рано еще было читать по уровню развития, когда я читала)) это давно было.