Шпенглер & Инститорис
Странное скомканное впечатление. Начала читать в метро по дороге на работу, прониклась на первых тридцати страницах. Ах, это практически моя история, молодая девушка, каких на самом деле много, очень много, немного слишком замкнутая, книжный червь, немного не умеющая общаться со сверстниками. Поступает на филфак в надежде приблизиться к какой-то почти волшебной *культурности*, почти другому миру Гельдерлина и античных классиков, обитающие в котором люди лучше, умнее, добрее и, что самое главное, понимают все ее "движения души". Ехала в метро и убалась на том месте, где девушка случайно натыкается на "Степного волка", а потом цитирует Новалиса: "всякая боль есть память о нашем высоком предназначении". Ах, мне тоже было 17 лет, я тоже читала "Степного волка" и выписала оттуда именно эту цитату! И эта тяга не столько к конкретной культуре, сколько к культурности как качеству - девочка пошла на филфак, я на истфак.
Дальше тоже все было одинаково: разочарование. Волшебный мир оказался не таким уж волшебным, да, это интересно и замечательно, но вместе с тем - вполне реально. Не школа Мерлина в Кармартене, а обычный вуз, в котором и преподают, и учатся обычные люди. И все совсем не так хорошо, как мечталось. На этом месте наши пути с героиней, слав Богу, расходятся. Потому что девочка ухает в черное отчаяние, как в колодец, переживает несколько действительно жутких минут или часов - на даче, в темноте, в одиночестве - а наутро приходит прямиком к Богу.
Весь текст дальше - все ее пять вузовских лет - это путь девочки Ани в РПЦ. Как она приходит раз за разом, сначала ничего не понимая, потом все дальше и дальше, потом знакомится со своим духовником. И постоянно ее кидает из стороны в сторону: то полная апатия, отчаяние, упадок, то божественное присутствие и ангельская музыка вокруг. Девочка начинает поститься, бить поклоны, бросает курить, почти перестает общаться с одногруппниками, читает "Декамерон" с жутким отвращением, осуждает окружающий "блуд" и "разврат". Если честно, я читала и у меня волосы дыбом вставали. Мне совершенно непонятно было, куда смотрели окружающие, куда смотрели ее родители (Кучерская вообще эту тему просто замалчивает, есть какие-то родители - и есть. Еду готовят, вопросов никогда не задают). Человек же на твоих глазах падает в страшную пропасть и теряет человеческий облик! Да лучше бы ребенок кололся, от этого хотя бы лечат, а от нашего кликушеского православия, которое записывает тебя в геену огненную за юбку выше колен, не лечит ничего. Одно слово - мракобесие, простите меня, дорогие верующие. Дело ведь не в вере как таковой, а в том, как это делается. В православии, традиционно, все - слишком, люди не видят никаких границ, отрекаться так отрекаться. Любовь к Богу такого размера, что на окружающих людей уже ничего не остается, а уж на себя и подавно.
Я даже не могу точно сформулировать, как это, но вы наверняка в таким сталкивались: таких православных довольно много в интернете. Это те самые люди, которые поносят "Гарри Поттера" за бесовство, те самые люди, которые говорят, что "Достоевский многое понял, но далеко не все". Я искала другие рецензии на эту книгу и случайно попала на форум Кураева, почитала совершенно отвратительный срач, какие и в фандоме-то нечасто бывают. И все это - заметьте - под прикрытием нашей, самой правильной, веры, самого правильного понимания, что есть Бог и как надо жить. Единственно верного. Ортодоксия все-таки неизменно накладывает свой отпечаток.
Наверное, я слишком эмоционально реагирую, но такая увлеченность именно православием, приводящая не только к полному самоотречению, но и к активному неприятию всего окружающего мира, всегда очень сильно пугала меня.
В целом вся книга - это минимум событий (поход в церковь, исповедь, разговор на духовные темы) и максимум эмоций. Бесконечный поток эмоций героини, ощущений, всех изгибов и переломов личности. Причем это написано совершенно гениально, и язык, и манера изложения - немного "поток сознания", но ровно настолько, чтобы это не мешало читать. Я пришла в тот же вечер домой, села на подоконник и читала, пока книга не закончилась. Оторваться было просто невозможно, и за это автору низкий поклон.
Вообще, знаете, я подумала, что количество эмоций - вещь постоянная, и мало зависит от событий внешнего мира. Можно, конечно, провоцировать собственные эмоциональные взрывы, можно забивать их физической усталостью - но в целом человек будет испытывать все тот же, положенный ему объем эмоций, вне зависимости от того, что у него происходит. У обычных людей эмоции связаны с общением. А вот когда человек "закрывает" свою жизнь подобным образом, ограничивает ее рамками веры и непонятными молитвами - туда направляются те же эмоции. Отсюда и связанные с религией эмоциональные взрывы и падения, у которых вроде бы нет причины - ведь реальная причина и не нужна, нужен просто некий сосуд, куда ты все это направишь, нерастраченное. Ну и склонность направлять именно "туда", конечно. Я честно читала и пыталась проникнуться тем, что ощущает героиня, и у меня упорно не получалось. Какие бы внутренние усилия я ни предпринимала - я все равно махровый агностик, мне этого не дано и мне это не интересно.
Но время идет, и возраст исканий и метаний подходит к концу. К своему четвертому курсу девочка делает открытие в самой себе, которое заставляет ее все изменить. Во всяком случае, изменить внешне, потому что с эмоциями она сделать ничего не в состоянии. И дело не в религии, может быть, религия была только предлогом для... Хороший конец, очень логичный, похоронная песня по юности и юношеским бурям. Да и вообще книга хорошая, хотя, наверное, верующим людям она понравится больше - некоторые вещи в ней именно в части церковной жизни кажутся мне все-таки слишком чужими, сликшком дикими.
И напоследок - вы же понимаете, что я не могла этого не сказать. Про "Даниэля Штайна". От книги Улицкой остается потрясающее ощущение близости, сочувствия, ощущение, что ты *под крылом*. Самое близкое к Богу в моем скромном понимании. Но "Бог дождя" - это совсем другое, это человеческое и даже сликшом человеческое. Там нет бога, там есть метания человека в поисках то ли бога, то ли себя. *Чувства присутствия* книжка Кучерской не оставляет.
Дальше тоже все было одинаково: разочарование. Волшебный мир оказался не таким уж волшебным, да, это интересно и замечательно, но вместе с тем - вполне реально. Не школа Мерлина в Кармартене, а обычный вуз, в котором и преподают, и учатся обычные люди. И все совсем не так хорошо, как мечталось. На этом месте наши пути с героиней, слав Богу, расходятся. Потому что девочка ухает в черное отчаяние, как в колодец, переживает несколько действительно жутких минут или часов - на даче, в темноте, в одиночестве - а наутро приходит прямиком к Богу.
Весь текст дальше - все ее пять вузовских лет - это путь девочки Ани в РПЦ. Как она приходит раз за разом, сначала ничего не понимая, потом все дальше и дальше, потом знакомится со своим духовником. И постоянно ее кидает из стороны в сторону: то полная апатия, отчаяние, упадок, то божественное присутствие и ангельская музыка вокруг. Девочка начинает поститься, бить поклоны, бросает курить, почти перестает общаться с одногруппниками, читает "Декамерон" с жутким отвращением, осуждает окружающий "блуд" и "разврат". Если честно, я читала и у меня волосы дыбом вставали. Мне совершенно непонятно было, куда смотрели окружающие, куда смотрели ее родители (Кучерская вообще эту тему просто замалчивает, есть какие-то родители - и есть. Еду готовят, вопросов никогда не задают). Человек же на твоих глазах падает в страшную пропасть и теряет человеческий облик! Да лучше бы ребенок кололся, от этого хотя бы лечат, а от нашего кликушеского православия, которое записывает тебя в геену огненную за юбку выше колен, не лечит ничего. Одно слово - мракобесие, простите меня, дорогие верующие. Дело ведь не в вере как таковой, а в том, как это делается. В православии, традиционно, все - слишком, люди не видят никаких границ, отрекаться так отрекаться. Любовь к Богу такого размера, что на окружающих людей уже ничего не остается, а уж на себя и подавно.
Я даже не могу точно сформулировать, как это, но вы наверняка в таким сталкивались: таких православных довольно много в интернете. Это те самые люди, которые поносят "Гарри Поттера" за бесовство, те самые люди, которые говорят, что "Достоевский многое понял, но далеко не все". Я искала другие рецензии на эту книгу и случайно попала на форум Кураева, почитала совершенно отвратительный срач, какие и в фандоме-то нечасто бывают. И все это - заметьте - под прикрытием нашей, самой правильной, веры, самого правильного понимания, что есть Бог и как надо жить. Единственно верного. Ортодоксия все-таки неизменно накладывает свой отпечаток.
Наверное, я слишком эмоционально реагирую, но такая увлеченность именно православием, приводящая не только к полному самоотречению, но и к активному неприятию всего окружающего мира, всегда очень сильно пугала меня.
В целом вся книга - это минимум событий (поход в церковь, исповедь, разговор на духовные темы) и максимум эмоций. Бесконечный поток эмоций героини, ощущений, всех изгибов и переломов личности. Причем это написано совершенно гениально, и язык, и манера изложения - немного "поток сознания", но ровно настолько, чтобы это не мешало читать. Я пришла в тот же вечер домой, села на подоконник и читала, пока книга не закончилась. Оторваться было просто невозможно, и за это автору низкий поклон.
Вообще, знаете, я подумала, что количество эмоций - вещь постоянная, и мало зависит от событий внешнего мира. Можно, конечно, провоцировать собственные эмоциональные взрывы, можно забивать их физической усталостью - но в целом человек будет испытывать все тот же, положенный ему объем эмоций, вне зависимости от того, что у него происходит. У обычных людей эмоции связаны с общением. А вот когда человек "закрывает" свою жизнь подобным образом, ограничивает ее рамками веры и непонятными молитвами - туда направляются те же эмоции. Отсюда и связанные с религией эмоциональные взрывы и падения, у которых вроде бы нет причины - ведь реальная причина и не нужна, нужен просто некий сосуд, куда ты все это направишь, нерастраченное. Ну и склонность направлять именно "туда", конечно. Я честно читала и пыталась проникнуться тем, что ощущает героиня, и у меня упорно не получалось. Какие бы внутренние усилия я ни предпринимала - я все равно махровый агностик, мне этого не дано и мне это не интересно.
Но время идет, и возраст исканий и метаний подходит к концу. К своему четвертому курсу девочка делает открытие в самой себе, которое заставляет ее все изменить. Во всяком случае, изменить внешне, потому что с эмоциями она сделать ничего не в состоянии. И дело не в религии, может быть, религия была только предлогом для... Хороший конец, очень логичный, похоронная песня по юности и юношеским бурям. Да и вообще книга хорошая, хотя, наверное, верующим людям она понравится больше - некоторые вещи в ней именно в части церковной жизни кажутся мне все-таки слишком чужими, сликшком дикими.
И напоследок - вы же понимаете, что я не могла этого не сказать. Про "Даниэля Штайна". От книги Улицкой остается потрясающее ощущение близости, сочувствия, ощущение, что ты *под крылом*. Самое близкое к Богу в моем скромном понимании. Но "Бог дождя" - это совсем другое, это человеческое и даже сликшом человеческое. Там нет бога, там есть метания человека в поисках то ли бога, то ли себя. *Чувства присутствия* книжка Кучерской не оставляет.
ну, в принципе любое неприятие окружающего мира и полное самоотречение пугают
они пугают в любой редакции, но если при этом человек не просто мира отрекается, а еще и не любит других людей, то оно еще и бесполезное по сути, не плодоносит
Можно, конечно, провоцировать собственные эмоциональные взрывы, можно забивать их физической усталостью - но в целом человек будет испытывать все тот же, положенный ему объем эмоций, вне зависимости от того, что у него происходит.
да, если он не болен, не насилует себя и нет гормональных изменений
А вот когда человек "закрывает" свою жизнь подобным образом, ограничивает ее рамками веры и непонятными молитвами - туда направляются те же эмоции. Отсюда и связанные с религией эмоциональные взрывы и падения, у которых вроде бы нет причины - ведь реальная причина и не нужна, нужен просто некий сосуд, куда ты все это направишь, нерастраченное
да, именно потому всякая аскетика закрывает общение с внешним миром и привязанность к нему, ограничивает информацию от него
это технический прием
Ну и склонность направлять именно "туда", конечно.
естественно, только в норме, правильным образом, урезая контакт с миром, человек, одновременно, должен преодолеть и наплывы моря эмоций, и переплавить эмоциональность в нечто другое, а не купаться в ней, иначе он не отыщет и не услышит никакого Бога, только себя самого и свои переживания;
Там нет бога, там есть метания человека в поисках то ли бога, то ли себя. *Чувства присутствия* книжка Кучерской не оставляет.
да, что называется, узнается по плодам
если при этом человек не просто мира отрекается, а еще и не любит других людей
или даже опасное. Потому что на такого человека нельзя положиться и нельзя рассчитывать.
переплавить эмоциональность в нечто другое, а не купаться в ней, иначе он не отыщет и не услышит никакого Бога, только себя самого и свои переживания
Вот это, мне кажется, у героини и не получилось. Очень много красивых слов и красивых эмоций, но ничего действительно отличающегося от обычного воодушевления, единения, чувства локтя, чувства влюбленности... нет, все то же.
да, что называется, узнается по плодам
Притом, что Кучерская, как я вычитала - сама очень активно верующая, именно активно, с обрядами и тд. Как, интересно, написанное кореллирует с ней самой?
Но вот за что хотелось бы выразить особую признательность уважаемому автору, так это за способность остаться агностиком и сохранить разум в очень непростое время. За это тебе, уважаемая Galadriel, "симпы, респект и уважуха".
Поясню. Я, как мне кажется небезосновательно, считаю себя атеистом, в том смысле, что идея существования всемогущего сверхъестественного существа, по-моему, не требуется для объяснения существующей картины мира. Ни на уровне космологии, ни на уровне нравственности. Но мои 17 лет были в 1984 году, когда совок ещё жил и не думал умирать: радостно дрался в Афгане, сбивал корейские "Боинги" и вообще был относительно прочен. Падёж генсеков уже начался, но даже до начала перестройки ещё было 2 года. В таких условиях легко было стать атеистом, и нелегко — христианином, даже православным.
Твои 17 лет, если я правильно понимаю, пришлись на 2001-2002 годы: годы становления путинщины. Как мы теперь знаем, "поднимать Россию с колен" решили по рецепту графа Уварова; и как раз в этом время их и начали внедрять в массовое сознание, если мне не изменяет память. Выстоять и сохранить трезвую картину мира в это время было намного сложнее, чем мне. Поэтому — позволь ещё раз засвидетельствовать своё почтение твоей независимостью мышления и силой воли.
Крамольная мысль в сторону: может, в так называемом "здоровом провинциальном климате" есть своя правда. Только не в том смысле, который в это обычно вкладывают.
Притом, что Кучерская, как я вычитала - сама очень активно верующая, именно активно, с обрядами и тд. Как, интересно, написанное кореллирует с ней самой?
так ведь не всякий верующий гениальный практик веры, а то бы все святыми делались после обращения
большинство верующих топают в церковь не потому, что здоровы духовно и от полноты хотят общаться с Богом, топают больные, которые сами не могут уже без врача и помощи себе подобных
по-моему, в том, чтобы быть агностиком, особо хитрого ничего нет)) а вот чтобы взять и искренне поверить - это да, это надо совершить очень большое моральное усилие, имхо. причем поддерживать его постоянно, равно как и себя поддерживать в "правильном" состоянии, то есть хотя бы основные заповеди не нарушать грубо.
как раз в этом время их и начали внедрять в массовое сознание, если мне не изменяет память
не, Путин совсем серьезно начался позже, а в то время я помню только смутные слухи какие-то)) что никакого почтения я особо не заслужила, потому что в этом возрасте про политику и тд. вообще ни задумывалась ни разу. Но и да - здоровый провинциальный климат, полнейшая убежденность, что можно все и никто не тронет просто потому, что никому до нас нет дела
virago
ну да, и в этой связи православие тоже вызывает некоторое отторжение: создается невольное впечатление, что прийти в церковь значит признать не просто собственную слабость - а что у тебя все настолько плохо, что ты уже вообще никак не справишься, и вся надежда на высшие силы. Вот чтобы "от полноты" - их единицы, и их очень заметно)
по-моему, в том, чтобы быть агностиком, особо хитрого ничего нет)) а вот чтобы взять и искренне поверить - это да, это надо совершить очень большое моральное усилие, имхо
Ну мне тоже так кажется, но судя по массовости убеждения "там чо-та есть!", не всё так просто. И потом, за моральные усилия и соблюдение заповедей дают вечное блаженство потом и Большого Утешителя сегодня. "Позвоните нам прямо сейчас, и кроме удивительного освежителя воздуха вы получите..." И всегда есть чем духоподъёмным заняться, и никакого курения в дощщщЬ.
Кроме того, я не имел в виду собственно политику, а, скорее, общий фон... скажем, даже в моём поколении некоторые биохимики (!) начали изгонять шлаки. Часть, конечно, чтобы деньгу зашибить, но некоторые вполне искренне: им, типа, открылось. А ты, получается, сначала росла в довольно разнородном — следовательно, сложном — идеологическом окружении, а как раз ко времени твоих интеллектуальных метаний из этого всего начала подниматься РПЦ. Я не ошибаюсь?
полнейшая убежденность, что можно все и никто не тронет просто потому, что никому до нас нет дела
О! Да, ты правильно понимаешь! Именно в этом здоровье провинциального климата и состоит.
дык, слушайте, христианская церковь то изначально, по задумке, место, где душевные и духовные калеки выздоравливают и остаются помогать другим калекам, при том, выздоровевшие, они большей частью уже там, в Царствии Небесном
mulrog
Ну мне тоже так кажется, но судя по массовости убеждения "там чо-та есть!", не всё так просто.
а это убеждение мало имеет отношения к большим религиям, очень мало
это естественное суеверие и магизм, этому учить не надо и проповедовать тоже, значительная часть детей придумывает это сама, каждый свое, если им специально не объяснять, что такого не существует
судя по массовости убеждения "там чо-та есть!", не всё так просто
в моем окружении таких как раз не было, кроме бабушкиных подружек
Насчет "общего фона" - не знаю, мне кажется, общим фоном начинают люди более зрелые уже интересоваться и к нему прислушиваться, а молодым все нипочем)) Так что, ей-богу, никакого совершенно идеологического окружения у меня не было. А если и было, то я не заметила))
virago
но такая церковь, получается, и не претендует на всеобщность?
но такая церковь, получается, и не претендует на всеобщность?
дык и РПЦ не претендует на всеобщность, она претендует на вселенскость и единоистинность, это разные вещи
но христианская-то вообще? Иначе зачем миссионерство?
ну дык, положено проповедовать, но достоверно известно, что уверуют не все и не все, уверовавшие спасутся
как-то странно все это не получается - спасение только самым слабым, а сильные что?
По-моему, это квинтэссенция христианства. Если ты не грешишь и каяться тебе не в чем, то и спастись не получится. Так что, перефразируя твои слова, оптимальной стратегией будет носить "юбку выше колен", но постоянно раскаиваться в этом.
Если ты не грешишь и каяться тебе не в чем, то и спастись не получится. Так что, перефразируя твои слова, оптимальной стратегией будет носить "юбку выше колен", но постоянно раскаиваться в этом
хм)) проблема в том, что кто носит - тот обычно не раскаивается. А кто раскаивается - тот и не грешит. Нет в мире совершенства
получается, что сильный человек не ищет внешней опоры, потому что верит, что все сможет сам
так что у сильного есть _дополнительное_ препятствие перед признанием себя несовершенным и беспомощным
ну да, вот я и говорю - поэтому сильные не спасутся) они и не подозревают, что им нужно спасаться, оказывается)
ну, сколько я знаю по опыту, подозревают
просто сильным страшно признать, что спасение зависит не от них, это очень пугает
просто это как бы сказать... алогично, признать свою слабость, чтобы спастись. логично - это приложить еще большее *усилие*, вот в чем проблема, имхо.
в этом месте я могу говорить только за себя
вот на этом месте остается либо в гроб, либо допускать, что миропорядок не исчерпывается теорией вероятности и квантовыми эффектами
надо быть очень сильным или очень самоуверенным для такого, мне кажется. я вот пока уверена, что все мои дела повседневные - капля в море. Хотя с другой стороны, твоя повседневная работа и моя - вещи несравнимые))
самоуверенности? не-не, я сейчас расскажу про самоуверенность;
я знаю замечательных людей, которые остаются агностиками, столкнувшись с тем же вопросом, что и я, и так же жестко; их тоже захлестывает этим, как цунами, но им проще и спокойнее знать, что _никто_ не виноват;
их устраивает, что мир - такой, как он есть, - цепь случайностей, этими исходными случайностями все предопределено, и они не могут ничего окончательно и полно исправить, кроме как удерживать от тьмы небольшой пяточок вокруг себя и то - недолго, и большего нельзя требовать ни от кого из живущих; им это греет душу, веди себя правильно и ты выполнил свой долг, большее невозможно;
как только они допускают существование Творца, им немедленно есть куда ткнуть пальцем, виноватый в несовершенстве мира найден, он сильнее, умнее, страшнее их, но не исправляет; а жить в зависимости от такого "виноватого" они никак не могут себе позволить, это ниже их достоинства