Шпенглер & Инститорис
Мышки плакали, кололись, но продолжали грызть кактус :)
Между тем эта конкретная книга - худшая из всех имеющихся. Даже если принимать в расчет, что она входит в длиннющий цикл, в котором уже давно не видно начала и еще совсем не видно конца. Эта война идет уже столько лет, мой маршал, что уже никто не помнит ни почему она началась, ни с кем мы воюем. Так же и в "Шаре" - кто с кем воюет и почему? Я лично так и не смогла вспомнить, пока добрые люди мне не объяснили. Нет, я не имбецил, я перечитывала весь этот цикл буквально в феврале((

Дело вовсе не в том, что девочки (в моем лице) не способны воспринимать описания войны и батальные сцены. Скорее, в том, что девочки не способны их писать. Уж простите, но я помню ход войны 12 года, какая армия куда и зачем двигалась, по "Войне и миру", который я читала в школе - до сих пор. Все было кристалльно ясно и весьма занятно. А вот у Камши непонятно ничего и оттого ужасно скучно, хотя по идее должно бы быть наоборот. "Шар" - это лоскутное одеяло каких-то малозначительных эпизодов, представленных разными репортерами, в основном касающееся как раз многочисленных военных компаний. При этом повестнование так скачет, что не успеваешь уследить ни за одной, каждому репортеру от силы по полторы страницы - естественно, они "не укладываются". Такое впечатление, что автор сначала написал целиком каждую линию, подряд и логично, а потом взял и нарезал тексты по полторы страницы и перетасовал эпизоды. Может, это постструктурализм, что скажете? :alles:

Еще хуже - с какой-то невнятной мистикой, которая занимает добрую треть текста. Такое чувство, что половина репортеров, когда на них обращается внимательный авторский взгляд и автор подает знаки: давай уже, говори! - от страха и незнания начинают просто бредить про какие-то танцы, серые стены, щербатых девочек и выходцев. Я ничего не имеют против мистики, но она как значительная часть текста должна иметь какой-то смысл. Здесь смысла нет ни малейшего, кроме заполнения пространства на бумаге.

Выглядит это в тексте примерно так. Скажем, пошел герой в лес грибы собирать:
"Осенний лес был мрачным и будто чужим. Хрустнула под ногой ветка... Конь взрогнул и пряднул ушами. Ведь он знал эту тропинку, сто раз ходил по ней за подберезовиками... Ты помнишь, помнишь путь? Память - цепь, память - камень, память - холод... Не помни... Небо внезапно прорезала беззвучная молния. Молния! Четверых один призвал! От молнии протянулись темные тени, герой невольно сделал шаг назад, выпустив поводья... Тень от осины, четко и длинно, на темный мох пролегла. Здесь - сыроежки и подосиновики, там тебя ждет только мгла. Синие звезды смотрят на город, звезды на острие. Во мху корзинка, в ней - подосиновики, можно собрать их, но нет... Движутся в танце опята с маслятами, рядом торчит шампиньон. Выпад! - Удар! - Не спастись вам, ребята. Славное будет житье! Тем, кто отринув гальтарские бредни, ищет лишь белых в лесу. В вашей столице все слухи до сплетни, а для грибов недосуг. Танец продолжим, грибы в хороводе, и мухомор как раттон, тихой угрозой встает на проходе, съешь - и узнаешь потом..."

Что самое ужасное - все эти игры с текстом совершенно ничего не дают, потому что на протяжении 500 страниц книги есть только *одно* запоминающееся и имеющее какое-то значение событие. Да и то это несчастное событие прописано настолько ООС и у него настолько плохо с обоснуем, как не бывает плохо у иных фикрайтеров. Дикон, конечно, бесит ужасно, но это слишком даже для него. Четкое впечатление, что начиная цикл, Камша не знала, что будет дальше, как будут развиваться характеры. Поэтому персонажи у нее то выходят на передний план, то неожиданно сливаются с серой массой позади, ни то, ни другое никак толком не обосновано. В первых книгах Дикон был нормальный мальчик, как и почему он успел превратиться в этого киношного злодея, квинтессенцию наглости, тупости и эгоизма? Не верю, не-а. Рокэ Алва, наоборот, был изначально заявлен таким героем, что прямо ах, а теперь что? - стоит тихонечко на заднем фоне и сливается с пейзажем. Валентин Придд первые книги ничем совершенно не выделялся, а потом вдруг ни с того ни с сего сыграл очень ярко - чтобы опять почти исчезнуть. Ни один персонаж толком не "дотянут", линию поднимают - и бросают. Не говоря уж о том, что их количество слегка зашкаливает. Пожалуй, единственные, кто закончил так же хорошо, как и начал - Сильвестр и Катарина. И то только потому, что уже закончили, да и были они, строго говоря, второстепенными героями.

В общем, имхо, если хотите узнать, что произошло в этом томе - можно смело читать со стр. 345 по 383 и не читать все остальное.

@темы: камша

Комментарии
02.11.2009 в 17:11

Galadriel
С другой стороны, это говорит кое-что об этих читателях, а не об авторе.
Натурально. Но фэндом есть фэндом. Трезвой всесторонней оценки текста там быть не может. Всегда "тень отца Гамлета" грозно витает над читателями: ляпнешь что-нибудь не то - сразу какой-нибудь резвый неофит обвинит тебя в оскорблении Величества:-D
ЗЫ: Сэнкс:)
02.11.2009 в 17:15

Silence, exile, and cunning
Constance_Ice
Но фэндом есть фэндом.
еще как)) представьте, если бы у Толстого был фэндом, как реагировали бы фоннады на критику.
"Что, ниасилил? Иди читай "Курочку-рябу", это как раз соответствует твоему уровню интеллектуального развития".
"Наташа Ростова не ООС в финале, просто ты ничего в женщинах не понимаешь, сам поди их только в порно и видел".
"Много французского? Кто не знает языков, тот калека. Уведите убогого" :lol:
02.11.2009 в 19:58

Galadriel
И то верно:gigi: Правда, у Толстого действительно был фэндом, но, скорее, не как у литератора, а как у общественно значимой фигуры и религиозного философа.
02.11.2009 в 20:12

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Constance_Ice, не знаю.

Камшу я не читал, честно признаюсь. И уже, в общем, не хочется.

Но я пробовал начинать читать "Войну и мир". Несколько раз (4, кажется). И я действительно не понимаю, что нужно написать, чтобы было хуже. Над безграмотным фиком можно посмеяться; в учебнике анатомии посмотреть весёлые картинки; в "истории КПСС" почитать, как колебалась линия партии. На "Войне и мире" я могу только спать.

Galadriel, кстати, Ленин Толстого хорошо так отрецензировал. И про "зеркало русской революции", и про "глыбу и матёрую человечищу". Вполне фэндомский отзоффф!
02.11.2009 в 20:26

mulrog
Честно говоря, лучше один раз осилить четырехтомник "Войны и мира", чем вечно жевать многотомную велеречивую Камшу - пять книг, количество томов и частей у которых варьируется от 1 до бесконечности:)
02.11.2009 в 21:15

Silence, exile, and cunning
Constance_Ice
то другое, там все-таки его идеологии дурацкой поклонялись, а не конкретно креативам))

mulrog
Кстати, о Ленине)) Вот Ленин куда хуже Толстого :lol:
02.11.2009 в 22:11

Galadriel
Ленин был язвительнее ста чертей и столь же пафосен:)
02.11.2009 в 22:15

Silence, exile, and cunning
Constance_Ice
да и размеры его, гм, творческого наследия...
02.11.2009 в 22:22

Galadriel
Читала в школе 25 его работ. Ни черта сейчас не помню, кроме "верхов и низов":)
02.11.2009 в 22:24

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Ленин очень хорош, особенно в последних работах, когда он Предсовнаркома был. Такие короткие, чёткие указания. "Расстрелять" и всё такое. Читается как хороший политический детектив, и ведь действительно надо было расстреливать!
02.11.2009 в 22:26

Silence, exile, and cunning
mulrog
а если бы начать с него самого... ))
02.11.2009 в 22:57

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Galadriel, знаешь, судя по количеству церквей на душу населения и по степени вмешательства синода в жизнь страны, Россия перед первой мировой войной была почти как сейчас Иран; уже за то, что Ленин перебил попов и взорвал церкви, уже стоит ставить ему памятники. А более-менее адекватная наука на территории этой страны возникла только после отмены черты оседлости — тоже заслуга революции.

Ну, я, по крайней мере, так считаю.
02.11.2009 в 23:13

Silence, exile, and cunning
mulrog
мне сложно судить, учитывая, что этот период я никогда всерьез не изучала. В чем-то ты прав, конечно, а дальше - уже вопрос субъективных оценок...
02.11.2009 в 23:33

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Galadriel, ну, как ты понимаешь, я этот период не мог не изучать, просто потому что учился в совке. И, в общем, как-то вот такое мнение у меня сложилось; хотя бы потому, что оба автора знаменитого советского учебника по теоретической физике, Ландау и Лифшиц, вряд ли смогли бы получить высшее образование при царизме. И уж тем более не смогли бы жить и работать в Москве.

Кстати, а мне казалось, что ты изучала историю православия — или ты интересовалась более древними событиями?
02.11.2009 в 23:44

Silence, exile, and cunning
mulrog
я вообще собиралась специализироваться на Рюриковичах до Ивана 4... В них разбираюсь, да :lol: Так что, как понимаешь, новая и новейшая история - это слегка не мое))
03.11.2009 в 07:55

Galadriel
*с уважением*
Помнить всех четвероюродных князей до варяжского колена! Респект!:)
03.11.2009 в 09:38

Silence, exile, and cunning
Constance_Ice
сейчас уже нет, увы, а вот лет 5-8 назад - еще как помнила)
07.11.2009 в 21:12

Да, нет, ну и что из этого? (с)
С мухоморами это хорошо :-D

Можно копернуть?)
07.11.2009 в 22:03

Silence, exile, and cunning
гы, спасибо)) конечно, уносите)