Шпенглер & Инститорис
Формулировка Нобелевской премии: "За исключительное умение выворачивать эту жизнь на изнанку грязной стороной и видеть каждый предмет под наиболее нелицеприятным углом, за выдающуюся способность вызывать у читателя рвотные позывы описанием совершенно нейтральных вещей из обыденной жизни и виртуозное исключение из текста всего, что могло бы хоть как-то напомнить о красоте, за умение найти везде и всюду следы гниения, грязь и мерзость и увеличить их до таких размеров, что они заполоняют собой все пространство". Эльфриде Елинек, выдающемуся певцу мерзости и уродства.
В какой-то момент мне показалось, что я знаю схему, по которой это писалось: по день-два каждый месяц. Чувство кромешного отвращения к миру вообще и к себе в первую очередь, которое кроме как с пмс, сравнить не с чем. Но у Елинек его как-то слишком много.
Немецкие писатели вообще в этом плане люди выдающиеся: им удается вызвать у читателя отвращение, рвотные позывы и желание помыть руки описанием совершенно простых, бытовых вещей, которые периодически случаются со всеми. А вот американским для этого надо долго изголяться с трупами собак и кроликов и прочими глупыми и антиобщественными занятиями. Ребята, американцы, вот у кого надо учиться! Посмотрите на фрау Елинек - она напишет прогулку по парку так, что хочется немедленно продезинфицировать всего себя и все вокруг! А ведь там, в парке, ничего особенного - ну да, земля, мусор, собачки сходили - а то мы каждый день это не видим? Видим, только не замечаем, так фрау Елинек обратит ваше самое пристальное внимание. Не отвлекайтесь, ученики!
Не знаю, что там в фильме, но явно не то, что в книге - иначе большинство людей не смогло бы его досмотреть. Книга целиком - какой-то непрекращающийся фарс мерзости. Причем все описано очень филигранными штрихами, смотришь и думаешь: ну да, так бывает. Более того, так бывает чаще, чем нам хотелось бы. Мать, тиранящая взрослую дочь всю жизнь и не дающая ей шагу самой ступить - еще как бывает. Дочь - мазохистка и слегка извращенка, в свободное время подглядывающая за парочками в парке - бывает, а кто тут святой? Парень, решивший по неопытности "потренироваться" со стареющей училкой - тоже бывает, видимо. Сложно показать на какое-то событие из сюжета и сказать: не верю. Нет, отчего же, вполне верю, и вместе, и по-отдельности. Но в этом, увы, и состоит гротескная мерзость: в мире Елинек больше ничего нету. Нет ни одного персонажа и ни одного момента, который вызывал бы симпатию или был просто красивым. Про который можно бы сказать: да, вот так хорошо. Ничего хорошего. Никогда. Ни с кем. Никакого спасения от этой безнадежной жизни в куче мусора.
Надо очень тщательно подходить к своей работе, чтобы суметь так написать - не оставив нигде лазейки для красивого и хорошего. Мне кажется, это техническая работа, потому что как жить с таким мироощущением, я не могу понять.
Елинек почему-то называют "разоблачительницей мещанства и ханжества современного мира". Увольте, на мой вкус, мещанство и ханжество - это как раз про нее. Потому что "красота в глазах смотрящего, и безобразность тут же рядом". Видеть весь мир в отвратительных тонах и считать всех людей мерзкими безвольными извращенцами - это ли не ханжество? И не потому, что люди не такие. Они такие. Но еще много какие помимо этого, а про это у Елинек не слова, только грязь-грязь. Достаточно было бы написать "ненавижу вас, мерзкие уроды", но такое чувство, что она четыреста страниц любуется этой мерзостью с тем же болезненным ощущением, с которым сдираешь коросту, например. И, вслед за автором, я не могу сказать про "Пианистку" совершенно ничего хорошего. И совершенно не понимаю, за что там Нобелевская премия - лучше бы Бэнксу дали, он хоть смешной.
upd. "все фигня, кроме обвинительного заключения. и обвинительное заключение, по большому счету, тоже фигня" (с)
В какой-то момент мне показалось, что я знаю схему, по которой это писалось: по день-два каждый месяц. Чувство кромешного отвращения к миру вообще и к себе в первую очередь, которое кроме как с пмс, сравнить не с чем. Но у Елинек его как-то слишком много.
Немецкие писатели вообще в этом плане люди выдающиеся: им удается вызвать у читателя отвращение, рвотные позывы и желание помыть руки описанием совершенно простых, бытовых вещей, которые периодически случаются со всеми. А вот американским для этого надо долго изголяться с трупами собак и кроликов и прочими глупыми и антиобщественными занятиями. Ребята, американцы, вот у кого надо учиться! Посмотрите на фрау Елинек - она напишет прогулку по парку так, что хочется немедленно продезинфицировать всего себя и все вокруг! А ведь там, в парке, ничего особенного - ну да, земля, мусор, собачки сходили - а то мы каждый день это не видим? Видим, только не замечаем, так фрау Елинек обратит ваше самое пристальное внимание. Не отвлекайтесь, ученики!
Не знаю, что там в фильме, но явно не то, что в книге - иначе большинство людей не смогло бы его досмотреть. Книга целиком - какой-то непрекращающийся фарс мерзости. Причем все описано очень филигранными штрихами, смотришь и думаешь: ну да, так бывает. Более того, так бывает чаще, чем нам хотелось бы. Мать, тиранящая взрослую дочь всю жизнь и не дающая ей шагу самой ступить - еще как бывает. Дочь - мазохистка и слегка извращенка, в свободное время подглядывающая за парочками в парке - бывает, а кто тут святой? Парень, решивший по неопытности "потренироваться" со стареющей училкой - тоже бывает, видимо. Сложно показать на какое-то событие из сюжета и сказать: не верю. Нет, отчего же, вполне верю, и вместе, и по-отдельности. Но в этом, увы, и состоит гротескная мерзость: в мире Елинек больше ничего нету. Нет ни одного персонажа и ни одного момента, который вызывал бы симпатию или был просто красивым. Про который можно бы сказать: да, вот так хорошо. Ничего хорошего. Никогда. Ни с кем. Никакого спасения от этой безнадежной жизни в куче мусора.
Надо очень тщательно подходить к своей работе, чтобы суметь так написать - не оставив нигде лазейки для красивого и хорошего. Мне кажется, это техническая работа, потому что как жить с таким мироощущением, я не могу понять.
Елинек почему-то называют "разоблачительницей мещанства и ханжества современного мира". Увольте, на мой вкус, мещанство и ханжество - это как раз про нее. Потому что "красота в глазах смотрящего, и безобразность тут же рядом". Видеть весь мир в отвратительных тонах и считать всех людей мерзкими безвольными извращенцами - это ли не ханжество? И не потому, что люди не такие. Они такие. Но еще много какие помимо этого, а про это у Елинек не слова, только грязь-грязь. Достаточно было бы написать "ненавижу вас, мерзкие уроды", но такое чувство, что она четыреста страниц любуется этой мерзостью с тем же болезненным ощущением, с которым сдираешь коросту, например. И, вслед за автором, я не могу сказать про "Пианистку" совершенно ничего хорошего. И совершенно не понимаю, за что там Нобелевская премия - лучше бы Бэнксу дали, он хоть смешной.
upd. "все фигня, кроме обвинительного заключения. и обвинительное заключение, по большому счету, тоже фигня" (с)

Большое спасибо за интересную рецензию. Хотя, наверное, она не стоила тех мучений, которые Вы притерпели пока читали эту отвратительную книгу.
фразу про "красоту в глазах смотрящего" можно ведь адресовать и автору рецензии
в самом деле, если мы признаем, что автор книги не сообщил никакой неправды, а просто заострил наше внимание на том, мимо чего мы ходим каждый день и предпочитаем не присматриваться, закрывать глаза, то не живем ли мы в таком же иллюзорном мире, как изображенный автором книги? ведь тогда, проходя мимо тривиальной матери, тиранящей дочь, дочери-мазохистки и дерьма в парке, и отворачиваясь от этого, как от чего-то неважного, в надежде, что нас оно не коснется, и кто-то другой все дерьмо приберет, а если нет, мы честно будем смотреть в другую сторону и радоваться жизни, пока нас не коснулось, не потечет ли когда-нибудь дерьмо и под нашими ногами?
не то чтобы, написано действительно хорошо и гладко, и перевод, насколько я могу судить, очень хороший.
virago
фразу про "красоту в глазах смотрящего" можно ведь адресовать и автору рецензии
можно, разумеется. Я со своей стороны сделала выводы и этого автора больше читать не собираюсь. Вы тоже вправе сделать какие угодно выводы из моей рецензии.
человек, верящий в лучшее, разве допустит сразу, что автор писал мерзость ради мерзости, а не ставил другую задачу?
"разоблачить пороки современного буржуазного мира"? Увольте, их уже столько разоблачали, что всем давно надоело. Не говоря уж о том, что текст - это скорее любование пороками, а не разоблачение оных, поскольку никаких других вариантов не предлагается. И не надо говорить "читатель должен сделать выводы самостоятельно" - все в жизни их и так преспокойно сделали самостоятельно, и борются по мере своих сил.
В общем, моя позиция - "свинья везде грязь найдет". имею мнение. спорить по поводу высоких целей и задач этой книги не хочу.
я ни в спор, ни в дискуссию никого вступать не принуждаю, а комменты здесь не были запрещены, и вывески "с другим мнением не входить" не висело;
и нет, я не вижу там разоблачения пороков буржуазного мира
я вижу там разоблачение человеческих слабостей вообще, вот именно тех, от которых принято отворачиваться и смотреть в сторону красивого и правильного, сделав вид, что ничего не было
Просто фраза про "адресовать автору рецензии" - это персональный наезд на автора рецензии. Да, видимо, я настолько безнадежно испорченный человек и сама настолько погрязла в указанных "буржуазных пороках", а также нежелании мотивироваться и идти немедленно спасать мир, что не способна вынести из этого текста ничего больше. Ну так и какой прок со мной разговаривать, если Вы обо мне такого высокого мнения?
про разоблачение пороков как раз нобелевский комитет написал, кажется. или какие-то обычные рецензии на Елинек, какие на обложках печатают...
Просто фраза про "адресовать автору рецензии" - это персональный наезд на автора рецензии
прошу прощения, но я нисколечко не имела это в виду;
искренне удивлена такой трактовкой;
вообще то, я имела в виду буквальный прием работы с текстом: применение к рецензии тех же особенностей и отправных точек анализа, которые приложил к автору рецензент; это обычное дело,я поставила там смайлы, чтобы подчеркнуть юмор высказывания
Да, видимо, я настолько безнадежно испорченный человек и сама настолько погрязла в указанных "буржуазных пороках", а также нежелании мотивироваться и идти немедленно спасать мир, что не способна вынести из этого текста ничего больше. Ну так и какой прок со мной разговаривать, если Вы обо мне такого высокого мнения?
прошу прощения, я ничего подобного не писала
не вижу, где у меня можно найти хоть одно высказывание о Вас лично
в дальнейшем беспокоить не буду
ААА, соционика везде
Я понимаю, что не имели
я честно домучала, но никогда больше!