Шпенглер & Инститорис
Читая "Квартал Тортилья-Флэт", я несколько раз недоуменно переводила взгляд на верх страницы, где в ебуке пишется имя автора. Это не тот Стейнбек, которого я знаю. И уж тем более это не может быть человек, который написал "Гроздья гнева" и "О мышах и людях". Я бы сказала, что это скорее ОГенри, только действие происходит не в маленькой африканской банановой республике, а на американском среднем западе. В остальном же - по духу, по стилю, по легкости и насмешливости - никак такого от Стейнбека не ожидала.
Если честно, это история сначала двух, а потом и большего количества друзей, которых правильнее всего было бы назвать тунеядцами и бродягами :) Все начинается с того, что одному из них чудом достаются по наследству пара домишек, где он сотоварищи и поселяется. Они немножно пьют, немножно дебоширят, иногда попадают в тюрьму. Но в остальном они - милейшие люди, и почтенное общество города ничего против них не имеет (при условии, что они не вылезают из своего квартала, разумеется). Повесть - серия довольно милых и забавных историй из жизни этих приятелей, в духе "как эти алкоголические креведки в ночь на Ивана Купала искали клад")
У Стейнбека по сравнению с ОГенри, пожалуй, больше нежности и легкости. Если ОГенри откровенно пародирует, а временами и явно издевается над героями, то Стейнбек в похожих ситуациях в лучшем случае позволяет себе тонкую усмешку. Кто мы такие, чтобы их судить, в конце концов. В его героях не чувствуется никакого "падения", даже когда речь идет об алкоголиках и умственно неполноценных. Они такие, какие есть, и на своем месте. У них в жизни тоже всего хватает, а если принять этот дивный любящий и чуть насмешливый взгляд, каким смотрит на них автор - так их жизнь приобретает совершенно волшебные тона. Надо только уметь правильно смотреть)

"Консервный ряд" в принципе похож на "Квартал" - действие происходит в тех же пенатах, герои - почти все представители того же социального слоя. Но "Ряд", пожалуй, и нежнее, и серьезнее. Герои, как всегда, пьют, дебоширят и дурачатся как могут. Но поскольку ничто человеческое им не чуждо гораздо в большей степени, чем "почтенным" членам общества, делают они это не со зла, а наоборот, от избытка добра, если так можно выразиться. Собственно, весь сюжет - как несколько приятелей-тунеядцев пытаются устроить вечеринку в честь своего знакомого-ученого. Придумывают всякие дурацкие способы доставания денег на эту благую цель, по пути, разумеется, несколько раз все теряют, пропивают и попадают в дурацкие ситуации.
И при этом они такие ужасно милые и забавные, что их совершенно невозможно воспринимать критично. Но за всеми их дурацкими попытками стоит и второй слой сюжета - например, истории окружающих людей, хотя бы их странного ученого-затворника. Мы знаем о нем практически только то, что он любит классическую музыку и пьет пиво. Но при этом несколько стейнбековских штрихов позволяют предположить какие угодно драмы, просто оставшиеся за кадром.
В "Консервном ряду" я чувствую дыхание того гениального умение видеть красоту там, где ее больше никто не видит, которое потом заблистало в "Зиме тревоги нашей". Совершенно дивное умение Стейнбека одной маленькой фразой заставить читателя самому задуматься и понять, что происходит с героем и что происходит у героя на душе. Походя, между делом, между мытьем завалов посуды после вечеринки и привычной кружкой пива. Я не знаю других авторов, которые бы так умели показывать важное и возвышенное среди бытовых мелочей или произносить проповедь бакалейным товарам так, что она будет достойна святого Франциска.

@темы: стейнбек

Комментарии
12.03.2010 в 17:18

У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Ух ты, а про "Консервный ряд" я и не знала, хотя "Квартал" люблю нежно. Я тоже изумленно вглядывалась в обложку, когда читала его в первый раз, но у меня была мысль: "Это не Стейнбек, это Жоржи Амаду". :) Надо найти "Консервный ряд, спасибо за наводку.
12.03.2010 в 17:50

Silence, exile, and cunning
Squirry
ага, я сама удивилась, что он такой милый и смешной может быть) А вот Амаду совсем не читала, похоже?)
12.03.2010 в 17:55

У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Galadriel Обалденно похоже. У Амаду есть достаточно серьезные вещи, типа "Капитанов песка", есть легкомысленная фигня, типа "Габриэлла, корица и гвоздика", но, в целом, юмор вот именно такой. И общий настрой такой, и антураж. "Необычайная кончина Кинкаса сгинь вода" - просто книга-близнец, ИМХО. :)
www.litru.ru/?book=50670&description=1
12.03.2010 в 18:01

Silence, exile, and cunning
Squirry
спасибо, буду иметь в виду)) я почему-то всегда думала, что Амаду - это такой трагический писатель...))
12.03.2010 в 18:03

У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Galadriel
*чешу в затылке*
Он трагикомический. :)
13.03.2010 в 11:58

Silence, exile, and cunning
Squirry
ага, понятно)