Шпенглер & Инститорис
Классическая детская книга для людей моего возраста, которая почему-то в детстве прошла мимо меня (как и весь остальной Крапивин). Хотя я не жалею, что прочитала ее впервые во взрослом возрасте: уверена, что в детстве она воспринимается иначе и акценты там кажутся совсем другими.
Для меня, взрослой, эта книга, прежде всего, о том, что надо отстаивать свои права и не пасовать перед чужими наглостью и хамством. Это, собственно, - центральный мотив всего текста: как люди учатся это делать. А еще - о том, что надо развивать в себе доброту и понимание, потому что гнев - это обратная сторона страха. Это - то, чего в книге нет. Точнее, герою, мальчику, много раз повторяют это взрослые люди на разные лады, но он их упорно не слышит - и его вполне можно понять. Со стороны это очень видно, когда человек в "праведном гневе" далеко переходит границы "необходимой обороны" и вместо того, чтобы сделать лучше, делает еще хуже. А вот когда сам оказываешься в такой ситуации, сдержаться и посмотреть на нее другими глазами - очень непросто. Я героя отлично понимаю, для меня rage control - тоже больная тема, но я хотя бы осознала сам факт этого, а ему еще расти и расти до этого знания.
Как ни странно, и ура-пионерские мотивы, и деление людей на "плохих" и "хороших" в тексте особо не раздражают. И в ура-пионерском в том понимании, в котором оно присутствие в тексте, я не вижу ничего особенно ужасного. А что герои все плохие или хорошие - ну, это относительно нормально для детской книги.
Вообще текст прекрасный, и его обязательно нужно давать читать детям - чисто в поучительных целях. Потому что злых волшебников и драконов они в жизни не встретят, а примеров зла того типа, что есть в тексте - навалом, от уличных хулиганов до наглых людей, которые будут считать, что они вправе распоряжаться твоей свободой, имуществом, временем, жизнью вообще, просто потому, что они взрослые/мужчины/общественные деятели или еще что-нибудь подобного. Это образчик того бытового очень человеческого зла, с которым всем приходится в жизни сталкиваться. Точно так же, как и образчик маленького человека, получившего мизерную власть и упивающегося ей ("синдром уборщицы") - я в последний раз столкнулась буквально на днях, когда права переоформляла. И иметь если не готовую стратегию поведения, то хотя бы идею о том, что такое может произойти - очень ценно. Я знаю много взрослых людей, которые в конфликтных ситуациях, в которые очертя голову влезал главный герой, поджали бы хвост и сделали вид, что так и надо. Местами это разумно, конечно, но не всегда.
Да, пожалуй, это бытовое зло у Крапивина несколько гипертрофировано: но, возможно, это у детского страха глаза велики, так что все вполне логично. И герой невольно делит людей на плохих и хороших по тому, как они относятся к нему - не беря, как всякий человек, в расчет то, что большинство людей к нему не относится никак, разумеется. И то, что он воспринимает как форма личного отношения - всего лишь реакция на обстоятельства.
Про сюжет не могу сказать ничего особенного - в нем нет никаких особенных событий, никакого квеста или приключения, просто жизнь. Хотя клуб "Эспада" - это, безусловно, центр и прекрасная крапивинская находка. Я помню этот возраст: невероятно важно, чтобы кто-то взрослый занялся тобой всерьез, всерьез тратил на тебя свое время и силы - все время и все силы, а не просто необходимый минимум "накормить-одеть", как родители. Если такой взрослый появляется, он становится на место бога, и может лепить из тебя все, что хочет. Я не говорю, что это плохо, наоборот, это прекрасно, и это очень сильно меняет и, по сути, формирует личность ребенка. А подростковый возраст - как раз правильно время, чтобы из одинаковых "миленьких деток" сделать разных, вполне сознающих себя людей. И тот, кому посчастливилось в этом возрасте встретить учителя от бога, об этом вряд ли забудет - не так важно, чему его будут учить и чему научат даже, важно, как к нему при этом будут относиться. Неудивительна на этом фоне преданность мальчишек отряду - и очень понятна.
Не ожидала, что меня так впечатлит обычный советский роман из серии "правильных" про подростков, но он действительно прекрасный. И некоторые вещи в нем мне, взрослому человеку уже другой эпохи, как ножом по сердцу - такая чуть гипертрофированная достоевщина, все эти этические конфликты, особенно с позиции ребенка - живо вспоминается собственный опыт тоже. И одновременно испытываешь и легкую ностальгию по детству, и радость, что все это позади. Думаю, отчасти качество книг (если такова была задача автора) должно измеряться по тому, способна она задеть читателя за живое или нет. В этом плане "Мальчик со шпагой" прекрасен вне зависимости от времени, потому что основные конфликты, описанные в нем, не денутся никуда ни в какую эпоху.

@темы: крапивин

Комментарии
06.04.2015 в 22:55

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Мне очень "зашел" эта книга в подростковом возрасте :)
06.04.2015 в 23:49

река впадает В СТУПОР
Срочно читай голубятню на желтой поляне. и "в ночь большого прилива", но сначала голубятню!
06.04.2015 в 23:51

река впадает В СТУПОР
пс: Крапивин это мое все, я от его этических конфликтов вся переворачивалась, что в 13 лет, что в 25.
07.04.2015 в 10:10

Silence, exile, and cunning
Lita R.,
Слушаюсь))
Да, конфликты по актуальности дадут фору ФМ.

Снарк,
:)
26.04.2015 в 09:56

Головной мозг им ни к чему, спинного довольно (с)
А еще - о том, что надо развивать в себе доброту и понимание, потому что гнев - это обратная сторона страха. Это - то, чего в книге нет.
у него этого часто нет)
27.06.2017 в 22:31

Я ровесник Серёжи Каховского (судя по тексту, он или 1960-го или 1961-го г.р.) и достаточно часто перечитываю эту книгу, когда хочется "сверить часы". Посмотреть, что осталось прежним, а что изменилось во мне самом. Как камертоном себя проверить. Наверное, это моя самая любимая книга Крапивина.
27.06.2017 в 23:21

Silence, exile, and cunning
old-diplomat,
Как интересно, а у вас впечатления из детства совпадают с теми, книжными?
28.06.2017 в 00:59

Galadriel, впервые я прочитал её уже взрослым, мне тогда было лет 30+. Как говорится в акунинских "Кладбищенских историях", "в самый мрачный период буйных девяностых". Произошло это так: делал генеральную уборку в книжных шкафах, все книги вытащил, чтобы пропылесосить, и зацепился взглядом за книгу с обложкой, которая в момент дарения (подарок на день рождения от двоюродной сестры) оттолкнула — пионеры, блин, в галстуках, "кушать кашу и маленьких не обижать", мне, 15-летнему лбу! Я её тогда, в середине 70-х, даже не открыл из-за этой обложки. А тут открыл, зачитался, уборка оказалась скомканной :)
Эпоха была прямо та, моя. Со всем хорошим и плохим.
И на фоне времени прочтения (а я как раз вернулся из очередной командировки, в которой был близок если не к самоубийству, то к очень сильной депрессии — всё, гады, сдали, все "пароли и явки", всё за бабосы ушло — ну, Вы поняли моё настроение :)) то время в книге почувствовалось как, ну, в общем, уже проигранное. Деградация системы прошла точку невозврата, и в 1973-м это хорошо видно, а я тут сижу и маюсь в 90-х чувством полного провала. Глупости это всё, фигня вопрос. Системы приходят и уходят, а люди остаются. И так мне хорошо стало от этого катарсиса! Спасибо Крапивину.

Впечатления из детства именно такие, как в книге. У меня в школе был отвратительный класс, страшно недружный, война всех против всех, а друзья все были за пределами школы. Школа, кстати, не самая худшая в городе (её Чубайс закончил, 188-я), но вот такая же тошнотная, как в книге. Классная руководительница, учительница французского и учительница литературы — единственные нормальные люди, столпы и утверждение истины, а всё остальное — серость, казёнщина, пионерия и комсомолия, уже совершенно выродившиеся, "одно пишем, два в уме", трескучие лозунги и пустота. И рядом с этим — настоящие друзья, настоящие открытия, настоящая жизнь. Прямо как в "Мальчике со шпагой" :)
28.06.2017 в 19:35

Silence, exile, and cunning
old-diplomat,
Да, это очень интересное, хотя и калечащее сочетание, - как в одном мире сосуществует полузапрещенное, но настоящее и искренное, и официальное, но гнилое и лживое насквозь. У меня ощущение, что люди, которые в своем детстве и юности это ясно понимали, потом с этим на всю жизнь.
29.06.2017 в 09:31

Galadriel, сосуществование жизни и мертвечины — это сама настоящая действительность, данная нам в ощущениях. В любой эпохе. Крапивинский роман в этом отношении очень правдивый. В этом отношении в книге о советских ребятах в конце ХХ века сказано то же, что и в тысячелетней китайской Дао дэ цзин: "Из десяти человек три [идут] к жизни, три - к смерти". Собственно, это и есть инициация взрослой жизни, с полной мерой ответственности.
Серёжа, Генка, Сенцов, Киса, да и сам Олег — они же постоянно выбирают, куда идти.
И у Серёжи, и у Сенцова есть перед глазами ролевые модели: у одного отец, Олег, брат Генки — и дядя Витя. У Сенцова: Олег — и мать и Гаврик. У кого, собственно, каждый из ребят захочет принять эстафету? Очень интересно написано и описано. 12 лет это же последний рубеж детства перед скачком в уже свою, некнижную, неигровую, неопекаемую жизнь. Для юного человека очень важно, кто покажет ему, как использовать энергию, которая отпущена на великие дела.
01.07.2017 в 23:10

Silence, exile, and cunning
old-diplomat,
Мне все-такт кажется, в позднесоветскую эпоху этот зазор между жизнью и мертвечтной был особенно нагляден. Или дело в том, что в него проваливались именно молодые, полные сил люди - а в другие эпохи это скорее удел других возрастов и характеров...
02.07.2017 в 12:59

Galadriel, как мне кажется, это ощущение умирания в позднесоветскую эпоху было связано с кризисом структуры, а потом и системы. Дело в том, что 20 последних лет советской эпохи прошли под знаком полной пассивности. "Ты ничего не можешь сделать" и "Тебе, что, больше всех надо?" Согласитесь, эти лозунги полностью противоречат подъёму, росту, интересу к жизни.
02.07.2017 в 14:44

Silence, exile, and cunning
old-diplomat,
да, вот это-то и страшное, когда такой период в жизни страны приходится на совершенно противоположный период в жизни человека (с 15 до 35, скажем) - когда он именно что должен все делать и ему должно быть больше всех надо.
02.07.2017 в 15:06

Galadriel, с другой стороны, такая закалка :) Если ты и тогда не поддался унынию, и всё-таки стал тем, кем хотел, то тебе уже ничего не страшно ни в какой эпохе.
Серёжа Каховский точно стал тем, кем хотел: историком и археологом. А Генка Кузнечик хотя и потерял ногу в Афганистане, помнится, тоже не унывал. Стал хорошим мужем и отцом, и вот не помню, школьным учителем или организатором внешкольных детских мероприятий.
02.07.2017 в 18:13

Silence, exile, and cunning
old-diplomat,
ну, это по принципу "все, что не убивает меня, делает меня сильнее". Закалившихся, думаю, значительно меньше, чем не...
02.07.2017 в 19:24

Galadriel, увы... Но это как в мультике "Капитан Врунгель" говорил комментатор регаты: "Жаль, очень жаль, но таковы условия гонок".
Ещё с другой стороны (уже с третьей :)), обычно закалённые поддерживают тех, кто не. Как у Ницше: "Если у тебя нет предков, будь предком сам". У Блока замечательно:

Стало тихо в дальней спаленке
Синий сумрак и покой,
Потому что карлик маленький
Держит маятник рукой.

Кстати, этот блоковский карлик — явно брат тех атлантов, которые "без воды и хлеба, забытые в веках..." :)