22:01 

Артур Хейли "Аэропорт"

Galadriel2
Шпенглер & Инститорис
С одной стороны - очень интересная книга, а с другой - довольно занудная, как ни крути. Особенность повествования Хейли заключается в крайнем реализме и детализации. Он показывает жизнь одного из американских аэропортов в 60-е годы, делая это глазами ряда персонажей: управляющего аэропортом, пилотов, стюардесс, служащих, а также нескольких пассажиров. При этом на одни и те же обстоятельства излагается последовательно несколько точек зрения - что, конечно, хорошо в детективной истории, но несколько утомляет при описании обычных повседневных вопросов. С другой стороны, именно такое детальное проникновение в жизнь аэропорта и интересно: ведь для большинства людей это тайна за семью печатями, как там все устроено. Я лично узнала много нового, правда, возможно, мои знания на сегодня уже давно устарели - но наверняка что-то все же осталось с того времени.
Большую часть книги, казалось бы, ничего особенного не происходит. Аэропорт переживает непростые дни из-за снежного бурана и митинга жителей соседнего городка, над которым летают самолеты. Управляющий ссорится с женой и в итоге подходит к мысли о разводе. Пилот раздумывает, что делать с забеременевшей от него стюардессой. На одной из полос застрял самолет и его весь роман пытаются сдвинуть с места. С одной стороны, каждая рассказанная в тексте история - это маленький вызов. Практически нет героев, для которых описанное в романе время не было бы в чем-то трудным, challenging или хотя бы просто напряженным. Но при этом до поры до времени все остается более ли менее в рамках нормы - хотя бывают рабочие дни и полегче. При этом глазами каждого героя мы наблюдаем очень достоверную и реалистичную картину: Хейли отлично встает на место персонажей и заставляет читателя поверить, что поступки, мысли и мотивация почти каждого - самые естественные и вообще единственно возможные в данной ситуации. Исключение, пожалуй, составляет только жена управляющего, которая выглядит просто стервой без всяких оправданий, даже у "главгада" есть какое-никакое оправдание. Правда, все эти pov героев нельзя назвать каким-то особым достижением психологической прозы - это не Достоевский, они абсолютно не выходят за нормальные мысли и мотивацию нормального человека на работе. Наблюдать за ними самими, вне того, как описывается работа аэропорта, было бы, пожалуй, совсем неинтересно - удовольствие для людей, склонных следить за соседями, разве что.
Только примерно к последней четверти романа вырисовывается окончательно основная драма: отчаявшийся полусумасшедший, решивший взорвать самолет, чтобы его жена и дети получили страховку. Его история разворачивается так же неторопливо и основательно, как и все остальные истории в этом романе: вот он приходит к своему решению, вот делает взрывчатку, вот едет в аэропорт, попадает в пробку из-за снегопада. И в итоге таки пробирается на самолет.
Вся история - прекрасная иллюстрация тому, как люди предпочитают закрыть на что-то глаза, лишь бы не заморачиваться самим, лишь бы не потратить лишнего времени, сил и не остаться в конце концов в дураках. Потому что наш террорист не проходит по аэропорту незамеченным, всем он кажется странным, но каждый работник в итоге решает, что такие странности - не его дело. И только когда управляющий начинает разматывать всю историю и трясти всех причастных, выясняется, что заметили, да, но промолчали. Очень поучительно.
В романе действуют в основном работники авиации, во всей истории только два пассажира на первом плане - террорист и старушка-безбилетница. На их примерах, кстати, очень показательно, как изменилась работа именно аэропортов за прошедшее с даты выхода романа время. Теоретически, конечно, можно попытаться принести в самолет взрывчатку - но против этого сделано очень много, и все эти раздражающие "снимите обувь" и "выложите из сумки ноутбук" не просто так придуманы, и очереди перед рамками, и сто проверок. Прочтение романа как-то примиряет с этими аэропортовыми процедурами. Но вы можете представить себе ситуацию, чтобы кто-то прошел на самолет без билета? Я - нет, учитывая сто точек контроля и заполненность рейсов. В общем, в современной авиации две основных озвученных в романе проблемы, похоже, устранены.
Не хочется спойлерить про концовку истории с террористом, потому что для меня самой она была некоторым удивлением. Что ж, респект Хейли, что он выдержал реалистичность повествования до конца.

@темы: хейли

URL
Комментарии
2015-09-08 в 22:36 

Constance_Ice
трепетный трилобит (с)
Крепенький мейнстримный производственный роман, по которому хорошо преподавать практику как художественного, так и технического перевода:)
"Отель" более развлекательное чтиво, хотя это тоже производственный роман.

2015-09-08 в 22:57 

Squirry
У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Очень люблю "Аэропорт" и "Отель". Они у меня в одной здоровенной книге. Я её как прочитала впервые лет в 15, так и перечитывала потом каждый год, пока совсем не надоело))) а сейчас вспомнила - и прямо опять перечитать захотела. Старушка-безбилетница незабываемая там)))

2015-09-08 в 22:57 

Squirry
У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Очень люблю "Аэропорт" и "Отель". Они у меня в одной здоровенной книге. Я её как прочитала впервые лет в 15, так и перечитывала потом каждый год, пока совсем не надоело))) а сейчас вспомнила - и прямо опять перечитать захотела. Старушка-безбилетница незабываемая там)))

2015-09-21 в 22:04 

Galadriel2
Шпенглер & Инститорис
Squirry,
А Отель, кстати, такой же по стилистике и всему прочему?)

URL
2015-09-21 в 22:07 

Galadriel2
Шпенглер & Инститорис
Squirry,
А Отель, кстати, такой же по стилистике и всему прочему?)

URL
2015-09-21 в 23:17 

Squirry
У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Galadriel2, на мой вкус, они два сапога пара. "Отель" действительно чуть полегче.

     

current book

главная