Шпенглер & Инститорис
Вот забавно, вообще-то принято считать, что конформизм никого не красит. А напротив, свидетельствует отнюдь не в пользу личности, говорит о слабости, безхарактерности и вообще "неинтересности" - это в лучшем случае. А в худшем - о лицемерии, ханжестве и способности вонзить нож в спину. Короче, официально конформизм осуждают.
Но из этого романа очень четко видно, как печальна бывает судьба тех, кто осмеливается быть не-конформистом в прямом смысле слова. Скажем, не скрывать от людей, что он действительно считает их ничтожествами, не льстить, не угодничать, не увиливать, а вести себя прямо и резко. При всех остальных талантах такое поведение принимают только те, кому оно выгодно - кого не-конформист по той или иной причине считает "своим". Не-свои же получают от него настолько по полной, что очень быстро переходят в разряд заклятых врагов. Причем в результате таких событий, в которых классический конформист вполне мог бы сохранить более ли менее приличные отношения. Вообще я вижу в "Титане" прежде всего очень интересную историю приключений не-конформиста, причем чуть не на каждой главе можно было бы выделить альтернативные сюжетные линии - если бы только Каупервуд повел себя как конформист. Не стал бы так жестко поступать с другими воротилами Чикаго. Не стал бы так нагло изменять жене. Так открыто предлагать взятки и шантажировать. А делал бы все то же самое, но в иной манере, более скрыто и медленно. И, вероятно, все бы у него сложилось.
Беда Каупервуда не в том, что он искренне считает себя лучше, сильнее и умнее других. А в том, что он не считает нужным это скрывать. Что, разумеется, рождает даже не зависть, а справедливый гнев. И, разумеется, привлекает к такому альфа-самцу толпы женщин. Но, откровенно говоря, встав на позицию противников Каупервуда, их можно понять: притом, что тот достаточо честно ведет дела и не добивает падших, он настолько резок и неприятен, что вызывает слишком сильную эмоциональную реакцию. Как оборотная сторона силы - невозможность скрывать и сдерживать ее.
В целом - я, пожалуй, болею за Каупервуда. Именно по той причине, что уважаю силу и привыкла считать, что конформизм это не очень хорошо. Но с другой стороны, я раз за разом по мере чтения удивлялась, почему он ведет себя так глупо, не с точки зрения бизнеса, а этически глупо, причем даже в тех случаях, когда последствия его этической тупизны могут быть фатальными. Такое чувство, что он сам искренне не видит и не понимает, что результата можно добиться гораздо проще - если не ломиться в дверь, а потянуть ее на себя, как там написано мелким шрифтом. Интересно, все Джеки отличаются такой этической тупостью, или Драйзер изобразил крайнее проявление? Тезис "мои желания прежде всего" не кажется мне ужасным сам по себе, но ведь вполне логично просчитывать последствия твоих действий по реализации этих желаний. И взвешивать, стоит ли овчинка выделки. История с походя соблазненной женой крупного банкира показательна. Кажется, это оттого, что Каупервуд очень переоценивал свои силы и считал себя совсем неуязвимым. Что, выходит, очень глупо, и не к лицу такому умному во всем остальном герою. Будто Каупервуд разбирается во всем, но совершенно не разбирается в людях. Точнее, видит только логические мотивы поступков и совершенно не видит этических. Даже забавно.
А Элейн, действительно, жалко. Хотя я как-то не вижу предпосылок, чтобы умная живая девушка из первой книги зараз превратилась в тупую вульгарную алкоголичку из второй. Как-то не верится.
Но из этого романа очень четко видно, как печальна бывает судьба тех, кто осмеливается быть не-конформистом в прямом смысле слова. Скажем, не скрывать от людей, что он действительно считает их ничтожествами, не льстить, не угодничать, не увиливать, а вести себя прямо и резко. При всех остальных талантах такое поведение принимают только те, кому оно выгодно - кого не-конформист по той или иной причине считает "своим". Не-свои же получают от него настолько по полной, что очень быстро переходят в разряд заклятых врагов. Причем в результате таких событий, в которых классический конформист вполне мог бы сохранить более ли менее приличные отношения. Вообще я вижу в "Титане" прежде всего очень интересную историю приключений не-конформиста, причем чуть не на каждой главе можно было бы выделить альтернативные сюжетные линии - если бы только Каупервуд повел себя как конформист. Не стал бы так жестко поступать с другими воротилами Чикаго. Не стал бы так нагло изменять жене. Так открыто предлагать взятки и шантажировать. А делал бы все то же самое, но в иной манере, более скрыто и медленно. И, вероятно, все бы у него сложилось.
Беда Каупервуда не в том, что он искренне считает себя лучше, сильнее и умнее других. А в том, что он не считает нужным это скрывать. Что, разумеется, рождает даже не зависть, а справедливый гнев. И, разумеется, привлекает к такому альфа-самцу толпы женщин. Но, откровенно говоря, встав на позицию противников Каупервуда, их можно понять: притом, что тот достаточо честно ведет дела и не добивает падших, он настолько резок и неприятен, что вызывает слишком сильную эмоциональную реакцию. Как оборотная сторона силы - невозможность скрывать и сдерживать ее.
В целом - я, пожалуй, болею за Каупервуда. Именно по той причине, что уважаю силу и привыкла считать, что конформизм это не очень хорошо. Но с другой стороны, я раз за разом по мере чтения удивлялась, почему он ведет себя так глупо, не с точки зрения бизнеса, а этически глупо, причем даже в тех случаях, когда последствия его этической тупизны могут быть фатальными. Такое чувство, что он сам искренне не видит и не понимает, что результата можно добиться гораздо проще - если не ломиться в дверь, а потянуть ее на себя, как там написано мелким шрифтом. Интересно, все Джеки отличаются такой этической тупостью, или Драйзер изобразил крайнее проявление? Тезис "мои желания прежде всего" не кажется мне ужасным сам по себе, но ведь вполне логично просчитывать последствия твоих действий по реализации этих желаний. И взвешивать, стоит ли овчинка выделки. История с походя соблазненной женой крупного банкира показательна. Кажется, это оттого, что Каупервуд очень переоценивал свои силы и считал себя совсем неуязвимым. Что, выходит, очень глупо, и не к лицу такому умному во всем остальном герою. Будто Каупервуд разбирается во всем, но совершенно не разбирается в людях. Точнее, видит только логические мотивы поступков и совершенно не видит этических. Даже забавно.
А Элейн, действительно, жалко. Хотя я как-то не вижу предпосылок, чтобы умная живая девушка из первой книги зараз превратилась в тупую вульгарную алкоголичку из второй. Как-то не верится.
И так интересен взгляд с позиции соционики... Мне не приходило в голову так посмотреть.
Слушай, а у тебя был разбор "Американской трагедии", или я ошибаюсь?
И так интересен взгляд с позиции соционики... Мне не приходило в голову так посмотреть.
Слушай, а у тебя был разбор "Американской трагедии", или я ошибаюсь?
а в социопатии
Нет. У Джеков - суггестивная, легко внушающаяся, не умная, но обучаемая БЭ. Они сравнительно легко усваиваются наиболее поверхностные из норм этики и морали, вроде "говорить людям, что они дураки - невежливо".
Чтобы джек стал вести себя так, как вы рассказываете, должно быть что-то еще.
спасибо))
"Американской трагедии" - неа, не было, я ее и не читала))
mulrog
типа того)) но в данном случае как раз зря не волнует.
virago
но успешное общение с женщинами вроде говорит против этого, нет?
Реати
О, тогда тем более похоже на правду)) Забавно, на самом деле, я никак не ожидала, что в тексте будет такой явный и вопиющий ТИМ, ну просто к гадалке не ходи)
Lloy
меня наоборот процесс добывания бабла как-то не впечатляет. Потому что в изложении Драйзера все равно выглядит как "Каупервуд выпустил облигации - магия-магия - и заработал миллион"
Что, интересно?) Полнейшая самоуверенность и самолюбование - этого хватит?)
а разв с женщинами он ведет себя также? с женщинами ему надо выиграть одну игру, с мужчинами другую, для выиграша в мужской игре очень долго никакие эмоциональные реверансы не нужны, вот и незачем притворяться;
он где-то выучился, что женщину по-другому не получишь, и использует заученные приемы, как роль играет
да, но социопатия как болезнь, по-моему, должна распространяться на все виды отношений, а не на отношения с какой-то определенной группой.
она на все виды и распространяется;
разве с женщинами он ведет себя иначе потому, что вдруг проникается искренней потребностью их ценить, уважать и т.п.?
не, при чем тут искренняя потребность?) можно быть мизантропом и не быть при этом социопатом) Тем не менее у него с женщинами вполне складываются отношения.
у многих социопатов вполне складіваются отношения с людьми, с которіми социопат отігрівает роль "душки" по своей надобности, и люди ничего не замечают и восхищаются, пока гром не грянет, и игрушка не надоест, или усталость не накатит
о, думала, социопатия - это повальное)
с другой стороны, тогда социопатов изрядное количество должно быть)
врожденных социопатов в популяции примерно одинаковый процент;
социопату трудно построить долгосочные отношения на добровольных началах с количеством людей, большим единицы, и поддерживать их, потому что трудно долго играть несколько разных ролей одновременно, когда эмоциональной глубокой привязки к людям нет; надоедает;
а как только социопат из роли выходит - люди делают ноги, если целы психически и физичяески, и им есть куда;
любой персонаж, который со всеми людьми - редкий *удак и вполне искренне, и только с кем-то одним - душка, верный и преданный, сильно сдвинут в сторону социопатии
аа))
вот интересно, а если человек со всеми, включая ближайших родственников - редкий *удак - это социопатия или таки простой бытовой сволочизм?))
mulrog
гыгы, похоже на то)
это может быть, что угодно;
а вот конкретный герой, которого мы обсуждали - с большим креном в ту сторону и по другим признакам
mulrog
тут не приводилось никаких определений
может быть, но что, собственно, дает констатация факта?) Хотя, имхо, в данном случае это скорее доказывает, что Драйзер несколько перестарался, выводя своего такого "неэтичного" персонажа.
может быть, но что, собственно, дает констатация факта?) Хотя, имхо, в данном случае это скорее доказывает, что Драйзер несколько перестарался, выводя своего такого "неэтичного" персонажа.
а что она должна давать?
был поставлен вопрос о том, что такое поведение - тот самый нонконформимзм, который считается положительным качеством, но почему-то не приветствуется на деле;
я высказала мнение, что такое поведение отнюдь не нонконформизм; нонконформист не прогибается под давлением общества по своему осознанному желанию и убеждению, а не потому, что по-другому не может и не умеет, и для конструктивного согласования позиций и поведения с желаниями окружающих ему нужны какие-то дополнительные стимулы, кроме самого факта общежития;
был поставлен вопрос, что это обычное свойство джеков; мое мнение - нет, не обычное, и не джеков;
я также не думаю, что Драйзер перестарался, потому что социопаты всегда были и будут, и на успешных социопатов реакция постороннего дальнего наблюдателя именно такая - восхищение тем, насколько они независимы от окружающих, внешне рациональны, и как упорно добиваются цели; изнанку обычно видно далеко не сразу
просто с моей точки зрения социопатия - это таки болезнь,а не просто "плохой характер". А с больного человека какой спрос? Как можно больного человека упрекнуть в дурном характере, недостатке чуткости и воспитания, если он ну физически на все это неспособен. Тогда получается, что все драйзеровские упреки Каупервуду, прямые и завуалированные, сделаны ну совершенно зря - это все равно что безногого упрекнуть в том, что он, скотина, даже за хлебом не сбегает))
социопатия - не болезнь, а расстройство личности; особая структура личности; это отдельное состояние, которое от болезни отличается, и для своего носителя является нормальным состоянием, а не болезненным; его не лечат, а только учат человека компенсировать проявления особенного устройства личности; и если это не сопровождается другими болезненными состояниями, то компенсация вполне удается, было бы кому научить и было бы желание учиться;
то все равно что безногого упрекнуть в том, что он, скотина, даже за хлебом не сбегает))
нет, это все равно, что безногого упрекнуть в том, что он не пользуется ни костылями, ни протезами, хотя ему предлагают, и намеренно злоупотребляет своей безногостью, чтобы сделать хуже и больнее другим;
потому что Каупервуд понимает, что делает другим хуже, чем мог бы, и чем необходимо для его целей;
а такие упреки могут быть вполне оправданы, просто малодейственны
но если человек не знает о такой проблеме, то и научиться у него нет шансов. Кто Каупервуду предлагал что-то подобное? Так, чтобы еще были основания поверить в действенность. Напротив, Каупервуд всю дорогу страдает, что у него нет женщины, которая могла бы за счет развитой этики компенсировать его промашки и оградить его от таких ошибок отчасти.
разве он не сознает, что отличается от остальных? осознает;
значит мозги и самонаблюдение позволяют выявить отличие;
просто стимулы для альтернативного поведения слишком слабы, чтобы над собой работать;
и потом, предъявляем же мы претензии за неадекватное поведение людям, которых дурно воспитали в детстве, несмотря на обстоятельства их воспитания? вот и Драйзер в таком ключе осуждает
Он не осознает, что у него есть проблемы. Он осознает, что он умнее и сильнее (так и есть), а другие ему просто завидуют (что тоже верно). Над чем тут работать?
вот мотива корректировать поведение в отношении остальніх у него нет достаточно сильного
по-моему, иное поведение с женщинами в принципе в обществе оправданно - ему от женщин и нужно другое ведь))
речь идет о том, понимает ли он, что разное его поведение дает разный результат;
понимать - понимает, но воли изменить свое поведение у него нет, нет желания