Шпенглер & Инститорис
Про "Восход Эндимиона" сложно что-то сказать однозначно - в нем слишком много всего. И действия, и событий, и глубоких идей, и психологии, и религии. Притом, что получается отнюдь не ералаш, а просто картина, которую сложно объять целиком - и куда проще по частям. Мне кажется, такая концовка неизбежна, потому что только такая концовка будет достойна всего остального цикла.

Циклы вообще очень сложно сводить, особенно такие большие и многогеройные, где меняются и главные действующие лица, и время повествование. Автору нужно очень постараться, чтобы связать воедино все нити так, чтобы никакая не провисала, чтобы никакая не торчала, чтобы чувствовалась связь героев и времен, и логичность, и мистичность, и моральный урок, и качественный переход. Завершающая книга, имхо, должна быть полнее и сильнее, чем любая из предыдущих - иначе будет ощущение, что автор не завершил, а просто бросил со словами "я устал, я ухожу". И хорошо еще, если бросил, написав что-то такого же уровня, как первые книги цикла (а не как Сапковский, который в моем личном рейтинге "феерических сливов" безоговорочно занимает первое место).
Пожалуй, "Песни Гипериона" - чуть ли не единственных из читанных мной циклов, который закончен очень достойно. Именно с тем эффектом, шумом и размахом, с каким того ожидает читатель. Подготовка к завершению цикла тихой сапой шла два романа, но очевиден этот резкий подъем вверх стал только в "Эндимионе". Я, признаться, была очень приятна удивлена, поскольку на хорошее завершение хороших циклов обычно по привычке не надеюсь. А "Эндимиону" вполне удалось справиться со своей задачей.

Будущее соединяется с прошлым (кто, черт побери, консультировал автора по физике?!). Герои прошлого уходят в будущее и возвращаются оттуда другими. Мир меняется - потому, что меняются люди в нем. Не то чтобы я сильно прониклась идеей Сопереживания, но как фантастическая идея она ничем не хуже любых других (например, не хуже идей о мировом зле, заключенном к яйце кольце) и главное, отвечает своей цели: качественная перемена людей. Мгновенная революция, может быть, и перебор, но это общее своейство Симмонса: у него если уж войны, то с миллиардами погибших, включая грудных младенцев, если уж рушить церковь, то чтобы остались только дымящиеся руины. Это фантастика, я привыкла.

В целом "Восход" очень эпичен и поражает величиной замысла. Тем более, правда, раздражают в нем не-эпические моменты, вроде бесконечного нудения про ящик Шредингера и описания любви Рауля и Энеи. Да, я полностью согласна тут с героем-репортером: он и правда тупой. И лучше бы автору обойтись без подробных описаний секса - я не ханжа, но тут они слегка не к месту, кажется... Не говоря уж о том, что если честно, окажись я в конце на месте Рауля, я привязала бы в условленное время свою любимую к дереву, и никуда бы она не пошла, чтобы ее там сожгли заживо. И наплевать на судьбы мира)) Но это так, лирическое отступление) В остальном роман очень хорош, причем хорош именно своей эпичностью. Герои четко делятся на "плохих" и "хороших", точнее, наших и церковников. Нет той неоднозначности образов, что была в "Гиперионе" (кроме, разве что, Мартина Силена). Нет никаких мелких заданий - только масштабные проекты. Это не хорошо или плохо, это просто другой уровень. Таким героям гораздо сложнее сопереживать, потому что лучи совершенства заслоняют в них все человеческое, не говоря уж о размахе их проблем. Пожалуй, единственный, кто вызывал у меня искреннюю симпатию на протяжении всего текста - это де Сойя, очень простой, не идеальный и очень человечный. Образ эпического героя, что забавно, очень мешает простой человеческой симпатии. Про Энею вообще сложно что-то сказать, потому что лично по моим ощущениям, она не человек, а какой-то набор мессианских функций. Необходим талант Сарамаго, чтобы из человека такого масштаба сделать человека живого, но у Симмонса Энея - скорее функция текста, одна из физических переменных, чем живой герой.

В целом получилось забавно. "Восход" очень хороший роман, правда. Но если "Гиперион" был набором "человеческих, очень человеческих" историй, каждая из которых пробуждает эмоции, то "Восход" - полная ему противоположность, он поражает размахом замысла, и места для мелкого "очень человеческого" в нем совершенно не осталось.

"Сироты Спирали" - это небольшая повесть по мотивам. Н. лет спустя после "Вохода" люди из Спектральной Спирали Амуа летят покорять дальний космос и встречаются с Бродягами, которые улетели еще до Хиджры. И что будет дальше. Там очень много деталей, которые прекрасно вписываются в основной сюжет и порадуют фанатов. А вот с самим сюжетом повести просто швах, потому что если его пересказывать двумя словами, будет даже немного стыдно за автора - настолько все просто и глупо. Хотя в остальном текст на том же уровне, что и остальные "Песни" - психология, детали, и тд. Пожалуй, автор-психолог уровня Ле Гуин мог бы сделать из этого сюжета нечто волшебное и имеющее самостоятельную ценность, но для Симмонса получилось слишком мелко.

@темы: симмонс

Комментарии
26.11.2009 в 08:34

Galadriel

в этом случае наступает глобальнейший катаклизм. Потому что через 10-20 лет все население на всех планетах, где не было вирусоносителей, плюс две трети населения на планетах, где они были, превращается в бесполых дебилов. Цивилизация рушится еще похлеще, чем при Падении...

ну так, я об этом и говорила раньше - полная деформация действующей цивилизации;
кстати альтернатива - получение той же технологии, без техноцентра и негативных последствий, - она не лучше смотрится;
четкое разделение на разные расы в зависимости от применения технологий;
одни - бессмертные, но зависящие от техники, и неспособные на фокусы Энеи, другие - смертные, но с фокусами, и уже ни от кого для фокусов независящие; при этом, выбравший крестоформ, может перевыбрать потом, а вот причастившийся - уже нет

а кто у Камши протагонист?))

Робер? :tease2: Сильвестр? :tease2: Савиньяк? :tease2: Валме? :tease2:
и чья же оценка является определяющей?
или у нее произведение без протагонистов и антагонистов?
26.11.2009 в 11:16

Silence, exile, and cunning
mulrog
в вечноживущих и неуязвимых бесполых дебилов!
отличная идея для фильма ужасов :lol:

virago
и чья же оценка является определяющей?
меня тоже очень интересует этот вопрос :lol: имхо, ничья, и не потому, что автор так сознательно абстрагировалась от героев, а потому, что она сама не может определиться.

четкое разделение на разные расы в зависимости от применения технологий;
но оно и так уже имеет место быть, и будет развиваться дальше. Бродяги, которые были еще до Энеи. Потом - те, кто приняли энеанство, и те, кто не приняли... итого выходит три.
26.11.2009 в 11:30

Galadriel

но оно и так уже имеет место быть, и будет развиваться дальше. Бродяги, которые были еще до Энеи. Потом - те, кто приняли энеанство, и те, кто не приняли... итого выходит три.

действующей цивилизации (а не просто, действующей системе власти) - реальный капец, да
04.12.2009 в 18:24

Доброго времени суток,
"Восхождение Эндимиона" я дочитал до конца вчера вечером и хотелось бы поделится впечатлениями с другими, дочитавшими тетралогию до конца.

На последние 100 страниц я собирался с духом недели 3. Познакомившись со стилем автора на сотнях страниц до этого я знал что ничего хорошего меня там не ожидает. И не ожидало. Прочитав в своё время "Трудно быть богом" братьев Стругацких я дал себе клятву что никогда больше не притронусь к книгам в которых в конце погибает близкий человек главного героя.

Смерть Энеи застала меня врасплох. Да, Энея возвращяется, но возвращяется что-бы умереть снова. Мне кажется что автор даже и не искал выхода из этой неизбежности и даже ослу ясно что спокойные дни героев на Земле сочтены и призрак ужасной смерти Энеи будет витать повсюду над их отношениями ставя в тупик каждого из них и отбрасывая зловещую тень на жизнь каждого вокруг. Призрак неизбежности не решается и "счастливым" финалом книги, скорее даже наоборот. Злодеи не наказаны, нету того момента торжества которого я столько ждал, а над столь понравившейся героиней навсегда нависает меч неизбежности. Да это книга, но это особая книга. Она заставляет перебрать свои жизненные ценности и взглянуть на них снова. Как мужчина, я-бы никогда не позволил любимой женщине подняться на встречу смерти на эшафот и к чёрту мессианство и все остальные.

Трагическая смерть в конце вызвала у меня слёзы (недумаю что мужчины должны опасаться чувств,это делает и из нас людей) и мысли о моей близкой и любимой. Настроение не исправил даже "happy-end". Какой-же он Happy если венчаешься с человеком дни жизни которого сочтены. Happy-end ... три страницы. Чёрт, меня продвинули по работе а я никого видеть не хочу.

Я конечно не автор bestsellerов как Ден Симмонс, но по-моему у господина Симмонс-а кончилась фантазия и он избрал наиболее простой исход. Плен, пытки, ужасная смерть. Автор с таким талантом мог-бы быть и по-изобретательней, какой-бы мог быть финал. И всё к такому (!) финалу шло.
А так-до встречи в Аду, корабль.
:(
04.12.2009 в 20:18

Silence, exile, and cunning
Гость
здравствуйте)
Позвольте с Вами согласиться и не согласиться))

На мой взгляд, смерть Энеи вполне можно было предвидеть, просто потому, что она была логична еще начиная с третьей книги. Как известно, нет пророка в своем отечестве, и пусть Энея не собиралась основывать религию, но именно ее и основала. Тут сложно не увидеть параллель с христианством (в чем отчасти заключается насмешка автора, учитывая, что антагонисты героев - как раз церковные иерархи). Пророк погибает, чтобы его дело жило.

На меня смерть Киры произвела куда более сильное впечатление, потому что во-1, этого нельзя было ожидать или предполагать, смерть была, по сути, случайной. Более того, Энея выбрала свою судьбу сама и своей смертью изменила мир (как и хотела), а Кира не изменила ничего, а была просто одной из многих жертв. Оттого ее жальче, потому что без этой конкретной жертвы можно было бы и обойтись, теоретически.

А вот эмоционально совершенно с Вами согласна)) Я бы тоже никого никуда не отпустила, пожалуй)
27.10.2014 в 06:56

Гость, Подпишусь под каждым словом. Пусть тема и пятилетней давности, но захотелось с кем-то поделиться мыслями. Тоже только что закончил читать тетралогию. Концовка меня просто убила. Здоровый мужик, и тоже рыдал. Самое страшное - это не сама смерть Энии, а та неизбежность их разлуки и того, что с ней случиться потом. И хотя Эния пообещала Раулю, что никогда не напомнит о том, что ей нужно уходить, некий ореол всё равно будет витать в их отношениях. А как Раулю наслаждаться совместной жизнью, узнав и почувствовав весь тот ужас, что она испытала\испытает?

Хотя справедливости ради из логики повествования другого окончания не просматривалось. Энея готовила Рауля к неизбежному с самого начала. И страдали они оба. Она потому, что знала, что произойдёт, а он от того, что этого не знал. Единственная непонятка - это окончание "Эндимиона", а точнее тот момент, когда Энея якобы приходила к Раулю. Если бы Симмонс оставил эту лазейку, хотя бы возможность общаться с Энеей в связующей Бездне (Рауль несколько раз упоминал, что связаться с ней не мог), это хоть чуть-чуть сгладило бы эффект от её смерти.